9.3. Каково главное условие для взаимопонимания? (по тексту Чарской)


Взаимопониманию можно дать следующее определение: это не только умение, но и желание людей понимать друг друга. Для взаимопонимания важно отсутствие эгоизма у всех объектов взаимоотношений, поскольку люди, думающие только о себе и о достижении собственных целей, никогда не смогут понять чувства других людей. Главное условие для взаимопонимания заключается в эмпатичном отношении людей к окружающему миру. Только те, кто думает не только о себе, но и об окружающих, кто проявляет сопереживание и сочувствие по отношению к знакомым и незнакомым людям, кто способен ставить себя на чужое место, кто считается с мнением других людей и уважает их, кто готов приходить к общим выводам и решениям и находить компромиссы, способны строить такие отношения с людьми, которые основаны на взаимопонимании. Обосновать это можно, опираясь на текст Л.А. Чарской и на еще одно художественное произведение.

В тексте Л.А. Чарской показано взаимопонимание между Лидианкой и ее отцом. Согласно предложению 17, ради семнадцатилетней дочери учитель Хрущев Павел Петрович «в поте лица» «бегал» «с утра до вечера», зарабатывая своими уроками по музыке «жалкие гроши». Автор показывает, что Лида не воспринимает отцовские жертвы как должное, осознавая, что он «печется о своей большой дочурке», она ценит его труды, проявляя благодарность. Говоря отцу, что она хочет поскорее окончить гимназию, чтобы «малышей готовить», давая уроки, Лидианка утверждает: «Потом я уж не дам тебе так надрываться с твоими уроками <…>!». Желая позаботиться об отце, который многое делает ради нее, готовящаяся к последнему экзамену в гимназии Лида находит время, чтобы позаботиться об отце: понимая, что он придет с работы уставшим, она заказывает приготовить «любимые папины баклажаны». Самим Павлом Петровичем такой поступок дочери оценивается высоко, ему лестно от того, что Лидуша «о нем не забыла подумать и баклажаны даже его любимые заказала к обеду», несмотря на то что она готовилась к «трудному, важному, последнему» экзамену в гимназии. Л.А. Чарская на протяжении всего повествования подчеркивает, что между Лидианкой и Павлом Петровичем царит согласие, потому что они стараются понимать чувства друг друга.


Пример взаимопонимания можно найти и в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени». Вера Алмазова не обиделась на мужа Николая Евграфовича за то, что он сорвался на нее, она поняла, что его поведение и плохое настроение обусловлено тем, что он столкнулся с какой-то трудностью. С пониманием отнесясь к чувствам мужа, она дала ему время успокоиться и прийти в себя. Видя, что Николаю Евграфовичу «хочется заплакать» и «высказать долго сдержанную обиду», Верочка терпеливо ожидала, когда муж поделится с ней своей проблемой. Узнав о возможном отчислении из Академии, куда Алмазов пытался поступить несколько лет, героиня не оставила его справляться с трудностью в одиночку, она не только морально поддержала его, простив ему его раздражительность и несдержанность по отношению к ней, но и придумала конкретный план по его спасению от отчисления.

Таким образом, главным условием для взаимопонимания является эмпатия, основанная на способности к сопереживанию и сочувствию, на готовности поставить себя на место другого человека и понять его чувства.




Вариант 29 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Образ должен быть точен, оправдан – только тогда он вызывает у читателя яркое представление описываемого предмета» - Д.Б. Кедрин
  • 9.2. «Нет, она молодец, его дочурка! Положительно, молодец!» (по тексту Чарской)