9.1. «Образ должен быть точен, оправдан – только тогда он вызывает у читателя яркое представление описываемого предмета» - Д.Б. Кедрин


Д.Б. Кедрин утверждал, что только «точный», «оправданный» образ способен вызывать у читателей «яркое представление описываемого предмета». Что же имел в виду поэт? Попробуем раскрыть смысл его высказывания.

Язык художественных произведений отличается образностью, под которой понимается способность при помощи различных средств выразительности создавать наглядно-чувственные представления об объектах речи. Образность может создаваться средствами всех языковых уровней. Основным средством создания образности являются лексические средства выразительности. Например, стилистически окрашенные слова, профессионализмы, диалектизмы, которыми наделяется речь персонажей, способны раскрыть особенности их характеров. Те или иные образы можно создать и при помощи средств фонетики (например, образы, созданные с помощью приема звукописи), словообразования (например, несколько по-другому воспринимается предмет, если он называется словом с суффиксом субъективной оценки), морфологии (например, частотность употребления глаголов может многое сказать о предмете речи), синтаксиса (например, образы, созданные при помощи такой фигуры речи, как антитеза). Языковыми явлениями, которые базируются на образности, являются такие лексические средства выразительности, как изобразительно-выразительные средства (тропы). Например, с помощью эпитетов или иносказаний подчеркиваются существенные черты описываемого предмета, а метафоры, которые употребляются в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку, заставляют работать ассоциативно-образное мышление. Если автор умело помещает в высказывание образы, они способствуют лучшему восприятию информации. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту Л.А. Чарской.


Во-первых, проанализируем предложения 15 и 47, из которых можно понять, что Павел Петрович «печется о своей большой дочурке», которая является для него «гордостью», «светлой, милой звездочкой». Слово «большая» употребляется в переносном значении «взрослая», однако слово «дочурка», в котором наблюдается уменьшительно-ласкательный суффикс, помогает читателю понять, что герой относится к своей дочери Лиде, как к маленькой девочке, несмотря на то что ей уже было семнадцать лет. Через словосочетание «большая дочурка» раскрывается образ Павла Петровича: он любящий отец. Его трепетное отношение к дочери демонстрируется и через слово «звездочка», в котором также есть уменьшительно-ласкательный суффикс. «Светлая, милая звездочка» – это эпитеты с метафорическим значением, с помощью них выражается мысль о том, что дочь Лида – это то, что освещает жизнь Павла Петровича.

Во-вторых, рассмотрим предложение 51, в котором наблюдается антитеза: у Лидианки был «трудный, важный» экзамен, но она «не забыла подумать» об отце и даже попросила приготовить к обеду его любимые баклажаны. С помощью данного синтаксического средства раскрываются особенности личности Лидианки: она любящая дочь, которая всегда находит время, чтобы позаботиться об отце.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: поэт Д.Б. Кедрин был прав, говоря о том, что точный образ способен вызвать яркое представление о предмете речи.




Вариант 29 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Нет, она молодец, его дочурка! Положительно, молодец!» (по тексту Чарской)
  • 9.3. Каково главное условие для взаимопонимания? (по тексту Чарской)