9.2. «Нет, она молодец, его дочурка! Положительно, молодец!» (по тексту Чарской)


В финале текста Л.А. Чарской продемонстрированы мысли Павла Петровича о том, что его дочь – «молодец». Предложенная для анализа фраза может быть объяснена таким образом: отец Лидианки искренне гордится ею, радуясь не только ее проявлениям любви и заботы к нему, но и прилежности, согласию с ним, пониманию жизни.

Доказать данные рассуждения можно на основе конкретных примеров из самого текста.


Во-первых, в предложении 47 демонстрируется отношение Павла Петровича к своей дочери: для него она «гордость». Исходя из предложений 49-51, для Павла Петровича одним из свидетельств того, что Лидуша «уж любит его, старика, так любит», является то, что во время подготовки к «трудному, важному, последнему» экзамену она «о нем не забыла подумать и баклажаны даже его любимые заказала к обеду». И действительно, то, что на обед подают «любимые папины баклажаны» – не случайность; Лидианка не только попросила Серафимушку приготовить их, но и, как показано в предложении 23, проверила, приготовили ли их. Автор подчеркивает, что во время подготовки к важному экзамену, на что ей, согласно предложению 10, было «дано только два дня», Лида находит время на заботу о любимом отце, который многое делает для нее. В предложениях 41-42 и далее показано, что Лидианка не только следит за приготовлением обеда для уставшего после работы отца, но и «бросается к нему навстречу», когда он возвращается домой», «берет под руку, бережно ведет к дому» и сидит за столом вместе с ним, на время оставляя подготовку к экзамену, что помогает автору выразить мысль о том, что для Лиды отец был гораздо важнее предстоящего экзамена. И такое трепетное внимание со стороны героини не могло остаться незамеченным отцом, искренне гордившимся ею.

Во-вторых, Павлом Петровичем не может не цениться заботливое отношение дочери к нему, проявляющееся в том, что после окончания гимназии Лидианка хочет «малышей готовить», давая уроки, чтобы он перестал ради нее «надрываться» на своей работе, о чем говорится в предложениях 57-59. Но еще больше Павлом Петровичем ценится здравый смысл дочери Лиды, ведь она, исходя из предложений 64-68, соглашается с ним в том, что и после окончания гимназии без экзаменов «обойтись нельзя». В предложении 49 неслучайно продемонстрировано, что герой гордится не только тем, что его дочь – «заботливая» и «любящая», но и тем, что она «прилежная». Когда Павел Петрович понял, что Лидуша согласна с ним относительно необходимости экзаменов и в дальнейшем, от его сердца «отпала» «малейшая тревога о дочери», на что указывает предложение 68. Видно, что отец Лидианки восторгался тем, что она с пониманием относится к реальной жизни.

Подводя итоги, можно сказать о том, что в предложенной для анализа фразе из текста Л.А. Чарской подчеркивается, что Павел Петрович испытывает гордость за Лиду, так как он видит, что она не только любящая и заботливая дочь, но и понимающий жизнь человек, признающий необходимость экзаменов и после окончания гимназии.




Вариант 29 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Образ должен быть точен, оправдан – только тогда он вызывает у читателя яркое представление описываемого предмета» - Д.Б. Кедрин
  • 9.3. Каково главное условие для взаимопонимания? (по тексту Чарской)