9.3. Что по-настоящему ценно в жизни человека? (по тексту Паустовского)


Жизненные ценности – это представления человека о самом дорогом, самом важном в жизни. Все люди разные, и у каждого человека собственные приоритеты в жизни. Кто-то ценит такие явления действительности, которые в жизни других людей играют весьма незначительную роль. Для кого-то важен карьерный рост, кто-то считает главной жизненной ценностью богатство и положение в обществе, для кого-то значение имеет деятельность на благо общества, кто-то ценит любовь, семью, дружбу, природу, искусство. Над тем, что ценно в жизни человека, рассуждали многие писатели в своих художественных произведениях. Обратимся к нескольким из них.

В предложенном для анализа тексте К.Г. Паустовского раскрываются жизненные ценности рассказчика и его бабушки Викентии Ивановны. Оба персонажа, как подчеркивается в предложении 14, любили «стихи, книги, деревья, небо и собственные размышления», во многом здесь отражены их ценности: разговоры с самим собой, природа, чтение. Книги занимают особое место в жизни и рассказчика, который находит себя в написании художественного произведения, и бабушки, которая радуется за публикацию рассказа внука даже больше, чем он сам. То, что рассказчик испытывает любовные чувства к незнакомке, которую он долгое время видел на концертах и которую ждал в запущенном парке «Кинь грусть», и то, что он отражает эти чувства в своем первом рассказе, говорит о том, что любовь занимает важное место в жизни рассказчика. Любовь является жизненной ценностью и Викентии Ивановны, неслучайно автором подчеркивается ее искренняя любовь и забота о внуке, которому она желала только счастья, за которого она радовалась и которым она гордилась.


Над вопросом жизненных ценностей заставляет задуматься и рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Для Андрея Соколова главным в жизни была семья и сама жизнь. Жена Ирина, сын Анатолий, дочери Настенька и Олюшка – это то, что приносило герою радость в довоенной жизни. Ему не было важно ни положение в обществе, ни богатство, он радовался тому, что «дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты». Именно мысли о воссоединении с любимой семьей помогали Андрею Соколову справляться с военными трудностями, они заставляли его верить в лучшее даже тогда, когда он находился в немецком плену. Обретение «нового сына» в лице мальчика-сироты Ванюшки вновь подчеркивает, что именно семья давала Андрею Соколову смысл жизни, заставляла его преодолевать препятствия на жизненном пути. То, что главный герой не разочаровался в существовании даже тогда, когда узнал о гибели жены и дочек, когда потерял сына в последний день войны, говорит о том, что Андрей Соколов высоко ценил жизнь как таковую. Видя, как война отнимает жизни у людей, герой был благодарен за то, что он имеет возможность дышать полной грудью, работать, любить и наблюдать за окружающим его миром.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что многие писатели выражали мысль о том, что по-настоящему имеют цену сама человеческая жизнь и чувство любви ко всему окружающему миру.




Вариант 16 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Выразительность эпитетов может быть усилена тем, что в них бывают «спрятаны» различные тропы: олицетворения, гиперболы» - И.Б. Голуб
  • 9.2. «Она радовалась моему первому рассказу больше, чем я» (по тексту Паустовского)