9.1. «Выразительность эпитетов может быть усилена тем, что в них бывают «спрятаны» различные тропы: олицетворения, гиперболы» - И.Б. Голуб


И.Б. Голуб выражала мысль о том, что усилить экспрессивность эпитета можно за счет присоединения к нему свойств других тропов, например, гиперболы или олицетворения. О чем же говорила современный лингвист? Раскроем смысл ее утверждения.

Под эпитетом принято понимать образное определение, с помощью которого отмечается определенная существенная в изображаемом явлении черта. К эпитетам относятся все красочные определения, основанные на скрытом сравнении. Эпитет, являющийся лексическим средством выразительности в целом и изобразительно-выразительным средством (тропом) в частности, и так направлен на демонстрацию выразительности и образности, однако эпитеты, вбирающие в себя признаки других тропов, становятся еще более выразительными. Доказательства к этому можно найти, если обратиться к тексту К.Г. Паустовского, предложенному для анализа.


Во-первых, рассмотрим следующие эпитеты: «стеклянные капли» (о которых говорится в 28 предложении) «звонкоголосых дождей» (образ которых раскрывается в 26 предложении). Первый эпитет вбирает в себя свойства метафоры, с помощью которых автором характеризуются несколько сторон природного явления: во-первых, указывается на цветовые признаки (капли такие же прозрачные, как и стекло), во-вторых, обращается внимание на звуковые признаки (капли издают такие же громкие, звонкие звуки, как и разбивающееся стекло). Во втором эпитете присутствуют черты олицетворения. Дожди воспринимаются рассказчиком как живые существа, которые имеют голос и умело пользуются им. И первый эпитет, в котором «спрятана» метафора, и второй эпитет, в котором «спрятано» олицетворение, более образные и выразительные, чем простые эпитеты, которые можно найти в тексте К. Г. Паустовского.

Во-вторых, обратим внимание на предложения 30 и 35, в которых используется словосочетание «слепой дождь». Несмотря на то что это словосочетание в наше время является устойчивым, обозначающим идущий при лучах яркого солнца или на фоне яркого синего неба мелкий, моросящий дождь, который быстро проходит, в его основе находится определенный образ. То, что дождь является слепым, указывает на то, что у него есть зрение, следовательно, дождь – живой организм. Здесь наблюдаются свойства такого тропа, как олицетворение. Кроме того, сверкающие на солнце редкие капли дождя мешают людям смотреть, слепя глаза. Получается, что дождь – живой организм еще и потому, что ослепляет человека, то есть выполняет действие. Однако в эпитете «слепой дождь» присутствуют и метафорические свойства: дождь будто не видит солнца или ясного неба, следовательно, он слеп. Так, свойства олицетворения и метафоры, которые соединяются с основным значением эпитета, приводят к усилению образности.

Подводя итоги к сказанному, можно согласиться с современным лингвистом И.Б. Голуб, утверждающей, что эпитеты, в которых «спрятаны» другие изобразительно-выразительные средства, являются более выразительными, чем просто эпитеты.




Вариант 16 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Она радовалась моему первому рассказу больше, чем я» (по тексту Паустовского)
  • 9.3. Что по-настоящему ценно в жизни человека? (по тексту Паустовского)