9.2. «Она радовалась моему первому рассказу больше, чем я» (по тексту Паустовского)


Ближе к завершению предложенного для анализа текста К.Г. Паустовского (предложение 56) отражены наблюдения рассказчика по поводу радости его бабушки за него. Объяснен смысл фразы может быть так: бабушка рассказчика Викентия Ивановна была рада успеху внука, которого она любила со всей искренностью; исходя из своего большого жизненного опыта и положительно относясь к литературе и писательству, героиня восхищалась тем, что ее внук написал свой первый рассказ и что ему удастся опубликовать его в журнале.

Доказательства к размышлениям можно найти в прочитанном тексте.


Согласно предложениям 6-7, рассказчик «дружил с бабушкой», «любил ее больше, чем все своих родных». Она в свою очередь «платила тем же», о чем говорится в предложении 8. Так автором демонстрируется обоюдная любовь бабушки и внука. Одиночество и наличие «многого общего» стали причиной их «взаимной привязанности», о которой говорится в предложении 11. Далее автором на примере конкретных поступков раскрываются теплые взаимоотношения между рассказчиком и Викентией Ивановной: согласно предложениям 43 и 46, бабушка, скучая по долго отсутствующему дома внуку, ждала его, но никогда не ругалась на него за то, что он «пропадал так долго», в предложении 15 отмечается, что бабушка никогда ни к чему не принуждала рассказчика. Читатель, заметивший искреннюю любовь Викентии Ивановны к внуку, не удивляется тому, что героиня, «всплакнув, перекрестив и поцеловав» (предложение 54) начавшего свой путь на писательском поприще внука, со всей искренностью порадовалась за него. То, что Викентия Ивановна новость о публикации рассказа внука назвала принесенной Богом «напоследок» «радостью», указывает на то, что героиня осознавала, что ее жизнь подходит к концу, автором подчеркивается, что Викентия Ивановна имела большой жизненный опыт, позволявший сделать вывод о том, что публикация рассказа – это то, чем действительно стоит гордиться.

Немаловажную роль в радостных чувствах бабушки рассказчика играло отношение героини к писательству. Согласно предложению 14, «стихи, книги» – это то, что любила Викентия Ивановна. Описывая распорядок дня бабушки, рассказчик отмечал, что, она, сидя в саду, читала «любимые свои книги», что «часто она засыпала за чтением» (предложения 4-5). К.Г. Паустовским неслучайно подчеркивалось, что Викентия Ивановна искренне любила книги. Такому приближенному к искусству слова человеку легко порадоваться за того, кто так или иначе связал свою жизнь с писательским мастерством. Произнесенная героиней фраза «Ну, трудись и будь счастлив» выражает ее отношение к писательству: по ее мнению, оно может сделать человека по-настоящему счастливым. Поэтому Викентия Ивановна радовалась, что ее внук нашел себя в этом прекрасном деле, способном принести ему счастье. Видно, что бабушка восторгалась не только тем, что ее внук написал рассказ, но и тем, что этот рассказ будет напечатан в журнале, чего может добиться далеко не каждый пишущий человек.

Таким образом, в предложенной для анализа фразе из текста К.Г. Паустовского продемонстрирована искренняя радость Викентии Ивановны за любимого внука, который добился определенного успеха в писательской деятельности, которую она высоко ценила.




Вариант 16 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Выразительность эпитетов может быть усилена тем, что в них бывают «спрятаны» различные тропы: олицетворения, гиперболы» - И.Б. Голуб
  • 9.3. Что по-настоящему ценно в жизни человека? (по тексту Паустовского)