9.1. «Язык есть не только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека: его ума и того, что называют сердцем» - И.А. Гончаров


И.А. Гончаров высказывал мысль о том, что язык является отражением «образа всего внутреннего человека». О чем же говорит выдающийся русский писатель? Попробуем раскрыть смысл его утверждения.

Речь помогает в отражении внутреннего мира: то, о чем и как повествует человек, во многом говорит о нем самом. Произнесенное человеком часто становится демонстрацией его жизненных ценностей, приоритетов, принципов. С помощью обращения к тем или иным объектам речи раскрываются чувства и эмоции человека, его интересы и увлечения, его душевное состояние. То, какие именно средства использует человек для выражения своей мысли, раскрывает его отношение к явлениям окружающего мира, демонстрирует его истинные взгляды относительно объектов речи. Словарный запас, особенности употребления фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств в повседневной жизни говорят об уровне культуры и образованности человека. В этом можно убедиться, обратившись к предложенному для анализа тексту известного русского писателя А.И. Куприна.


Во-первых, проанализируем предложения 5-7, где продемонстрированы мысли гимназиста Буланина во время субботних занятий: «А вдруг мама не приедет за мной? Может быть, она не знает, что нас распускают по субботам? Или вдруг ей помешает что-нибудь?..». Здесь с помощью речи героя демонстрируются такие чувства, как взволнованность, тревога, беспокойство и опасение. Видно, что Буланин не может нормально воспринимать учебную информацию на уроках, так как все его мысли связаны с образом матери, которая должна забрать его домой на выходные. Гимназист испытывает страх по поводу того, что посещения дома, о котором он думал всю неделю, может и не быть. Вопросы, которые возникают в сознании Буланина, помогают понять, что он искренне надеется на «свидание с матерью» и хочет встретиться со своей семьей, приехав домой. Автором подчеркивается положительное отношение героя к своей семье.

Во-вторых, рассмотрим предложение 25, где показаны думы Буланина о том, что «все кончено» и что он «самый несчастный мальчик в мире, всеми забытый и никому не нужный». Гиперболизированные мысли подчеркивают огромный страх, который испытывает герой, искренне желающий отправиться на выходные домой. Видно, что оказаться «забытым» и «ненужным» собственной семье воспринималось Буланиным как самое большое несчастье, что указывает на близость героя с семьей, на его искреннюю любовь к ее членам. То, что в сознании Буланина возникают определенные выводы, говорит о том, что он уже убедился в том, что мама за ним не приедет, что все родные забыли про него и что он не сможет поехать домой. Автор показывает, что беспокойство Буланина было настолько велико, что он поверил в собственные ничем не подтвержденные выдумки.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: И.А. Гончаров был прав, выражая мысль о том, что язык отражает внутренний мир человека, его чувства и душевное состояние.




Вариант 1 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Всё кончено, всё кончено, - с горечью думает Буланин, - я самый несчастный мальчик в мире, всеми забытый и никому не нужный…» (по тексту Куприна)
  • 9.3. Почему для каждого так важна любовь матери? (по тексту Куприна)