9.2. «Всё кончено, всё кончено, - с горечью думает Буланин, - я самый несчастный мальчик в мире, всеми забытый и никому не нужный…» (по тексту Куприна)


В предложенной для анализа фразе из текста известного русского писателя А.И. Куприна продемонстрированы чувства Буланина, находящегося в ожидании матери, которая должна была забрать его из гимназии к семье на выходные. Смысл приведенной фразы может быть объяснен таким образом: предвкушение встречи с семьей, долгое ожидание матери в дежурной, наблюдение за тем, как к своим родным уходят другие гимназисты, равнодушный тон работников приемной рождают в Буланине мысли о том, что за ним никто не придет, что мама про него забыла, что он не сможет встретиться с семьей, чего он так сильно ждал с момента поступления в гимназию.

Доказать данные мысли можно, обратившись к конкретным примерам из прочитанного текста.


Во-первых, Буланин, еще сидя на субботних занятиях в гимназии, начал беспокоиться о том, что за ним не приедет мама. Согласно предложениям 6-7, герой думал о том, что его мама может и не знать, что гимназистов на выходных отпускают домой, также он предполагал, что маме может что-нибудь помешать, чтобы забрать его. Такая тревога была связана с тем, что герою была важна его первая после поступления в гимназию встреча с семьей, поэтому он переживал, что все пойдет не так, как он планировал. В предложении 4 описываются «заманчивые» желания Буланина предстать перед родными во всей красе – в мундире и кепи набекрень – и вызвать их «удивленно-почтительные взгляды». Читатель понимает, что герой чувствовал бы себя несчастно, если бы не было семейной встречи, где он показал бы себя как гимназиста.

Во-вторых, Буланин, слушая, как из приемной вызываются к родным другие воспитанники, чувствует напряжение, так как он до сих пор находится в дежурной, не зная, приедет ли к нему мама. Видно, что герой боится того, что он будет единственным, за кем не придут родные. В предложении 19 говорится о том, что от ожидания матери сердце гимназиста «бьется в груди до боли». Долгое ожидание в дежурной заставляет героя все больше убеждаться в том, что он был прав и мама не приедет за ним. Видя, как уходят другие ребята, Буланин чувствует себя несчастным, все больше склоняясь к мысли о том, что о нем «забыли дома» (предложение 17), что он, в отличие от других воспитанников, оказался «никому не нужный» (предложение 25). Предложения 20-21 свидетельствуют о том, что равнодушный голос «дядьки» из приемной кажется Буланину «умышленным». Видно, что даже в такой детали гимназист видит доказательства мысли о том, что к нему никто не придет. Это и вовсе заставляет Буланина, как подчеркивается в предложениях 23-24, устать и заскучать. По сути герой даже смиряется с тем, что про него все забыли.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза из текста А.И. Куприна подчеркивает напряженное, тревожное состояние гимназиста Буланина, который боялся, что за ним никто не придет и он не окажется дома, о чем он думал все дни учебы, поэтому во всей окружающей обстановке видел подтверждения к данным мыслям.




Вариант 1 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Язык есть не только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека: его ума и того, что называют сердцем» - И.А. Гончаров
  • 9.3. Почему для каждого так важна любовь матери? (по тексту Куприна)