9.2. «Глаза сверкали, губы улыбались, на бледно-жёлтых щеках, казалось, проступал румянец. За горами совершалось что-то ликующее и радостное» (по тексту Короленко)


В предложениях 50-51 текста В.Г. Короленко говорится о том, что, когда в природе происходило «что-то ликующее и радостное», глаза героя-мальчика «сверкали», он улыбался, а на его щеках «проступал румянец». Объяснен смысл предложенного для анализа фрагмента может быть таким образом: мальчик искренне восторгался освещающим все вокруг солнцем, появление которого он жаждал, будучи безучастным ко всему остальному.

Обосновать это можно, опираясь на конкретные примеры из самого текста.


Сначала обратим внимание на настроение мальчика до выхода на улицу. В.Г. Короленко дважды использует однокоренные слова: в предложении 20 голос героя описывается, как «безучастный», а в предложении 28 продемонстрировано, что ребенок «безучастно» читал. Читателю видно, что восьмилетний мальчик не особо хотел заниматься чтением, задавая деду вопросы без интереса, что весь внутренний мир его находился в ожидании солнца. «Видимое любопытство» в глазах героя и «живые, взволнованные ноты» в его голосе рассказчик замечает лишь тогда, когда внук спрашивает у дедушки, не пора ли им, на что указывают предложения 29-30. Автор обращает внимание на то, что восьмилетний мальчик боится пропустить восход солнца, ожидая нужное время для выхода на улицу. Поэтому неудивительно, что герой проявил «осторожную торопливость», о которой говорится в предложении 36, именно тогда, когда дед велел одеваться, уведомив его тем самым, что можно идти наблюдать за восходом. Отраженная на лице мальчика искренняя радость проявляется потому, что он, наконец, увидит то, чего с нетерпением ожидал.

Теперь рассмотрим, почему мальчику было, как говорил его дед, «охота солнушко посмотреть». Описывая окружающую обстановку до восхода, рассказчик употребляет следующие словосочетания: «Лена <река> угрюма», «унылый гул», «печальное существование», «убогий свет», «угрюмый фон», «убогая щель», «убогие лачужки», на что указывают предложения 2, 3, 4, 48, 53 и 57. Рассказчик, исходя из предложения 43, признается, что до появления солнца место, в котором они находились, выглядело, словно «какое-то темное жерло». Все используемые рассказчиком имена прилагательные, которые лишены значения радости, помогают читателю понять, что поселок, где жили дед с внуком, да и сам дом героев были весьма темными местами, поэтому солнечный свет играл важную роль для жителей поселка, в том числе и для мальчика. Совершенно неудивительно то восхищение, которое было отражено на лице восьмилетнего ребенка, видевшего такое природное явление, от которого все вокруг освещалось. Описывая солнечный восход, рассказчик обращает внимание на эмоции мальчика, которые отображены в предложениях 46, 47, 49, 50 и 57: неподвижность, улыбка, румяные щеки, расширенные сверкающие глаза, оживленное, преображенное, восхищенное светившееся восторгом лицо.

Таким образом, в предложенном для анализа фрагменте из текста В.Г. Короленко демонстрируется искренняя радость восьмилетнего мальчика от появления освещающего все вокруг солнца, которое он с нетерпением ждал.




Вариант 30 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Качественные имена прилагательные – самая живописная часть речи» - И.Б. Голуб
  • 9.3. Что нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым? (по тексту Короленко)