9.2. «Оба они понимают замешательство учителя» (по тексту Чехова)


В финале текста А.П. Чехова говорится о том, что ученик Петя Удодов и его отец понимают, почему учитель Зиберов находится в «замешательстве». Смысл предложенной для анализа фразы можно объяснить следующим образом: и Петя, и его отец приходят к выводу о том, что учитель Егор Алексеич Зиберов не знает решения задачи, заданной им на занятии с Петей.

Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.


Зиберов Егор Алексеич, занимаясь с Петей Удодовым, внутренне и даже внешне раздражается. Кажется, что, упрекая двенадцатилетнего мальчика за то, что тот опять не выучил информацию о четвертом склонении, репетитор пытается привлечь внимание отца ученика. Будто специально Зиберов «начинает экзаменовать Петю при отце». Важно, что А.П. Чехов, ведя повествование от третьего лица, строит предложение 18 так, что кажется, будто перед читателем точные мысли учителя Зиберова: «Пусть глупый отец узнает, как глуп его сын!».

Автор подчеркивает то презрение, которое испытывает репетитор к Пете и даже к его отцу. Но означает ли негативное отношение Зиберова к своему ученику из-за его якобы глупости то, что он является умным и образованным человеком? А.П. Чехов заставляет читателей ответить на этот вопрос отрицательно. Из предложений 51-53 видно, что во время процесса решения Петей заданной ему задачи Зиберов сомневается в действиях ученика: «Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так… продолжайте». Автор подчеркивает, что репетитор не знает, каким должен быть правильный ход решения задачи. Согласно предложениям 54-55, Зиберов удивляется, что в ответе Пети получается остаток. Думая, что в расчетах ошибся мальчик, учитель принимается делить числа сам, но также получает остаток, о чем говорится в предложении 57. То, что Зиберов внутренне задавал самому себе вопрос «Как же она решается?» и удивлялся числам, которые он видит в ответах к задаче, становится ярким свидетельством того, что учитель не знал решения задачи, которую дал своему ученику. Примечательно то, что Зиберов дал Пете не самостоятельно придуманную задачу, где он мог ошибиться с числами, в результате чего решение бы не получилось, а задачу из задачника, на что указывает предложение 47. Это вновь подчеркивает, что неудача учителя была рождена не внешними обстоятельствами, а незнанием того, как нужно решать задачу.

А.П. Чеховым показывается, что поведение Зиберова, который на доске пытается решить задачу тем же способом, что и Петя, но, увидев остаток, «быстро стирает», а затем смотрит в ответы, не остается без внимания Удодовых. Называя задачу «пустяковой» и прося Зиберова решить ее за Петю, что описывается в предложениях 69 и 71, отец мальчика будто пытается убедиться в своем предположении о том, что учитель не знает решения. И видя замешательство Зиберова, и Удодов, и Петя все понимают.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в финале текста А.П. Чехова показано, что Петя Удодов и его отец поняли, что учитель на самом деле не знает, как решить задачу.




Вариант 22 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «В синтаксисе разговорного стиля реализуются общие свойства – экспрессивность, оценочность, стремление к экономии речевых средств, неподготовленность» - Л.А. Введенская
  • 9.3. Какими качествами должен обладать хороший учитель? (по тексту Чехова)