9.3. Какими качествами должен обладать хороший учитель? (по тексту Чехова)


Хорошим учителем можно считать такого педагога, который имеет искреннее желание разносторонне развить учеников, не только давая школьные знания, но и делясь жизненным опытом и воспитывая в детях нравственность. Отвечая на вопрос «Какими качествами должен обладать хороший учитель?», можно отметить, что учителю не обязательно владеть материалом по преподаваемому предмету в совершенстве, важно уметь признавать ошибки и принимать свое несовершенство. Хороший учитель спокойно относится к совершаемым учениками ошибкам, понимая, что без этого процесс обучения просто невозможен. Педагог должен положительно относиться к ученикам, проявляя доброту не только на уроках, но и вне учебного процесса. Хороший учитель – это, прежде всего, пример для учеников, Человек с большой буквы. Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту А.П. Чехова и к читательскому опыту.

В предложенном для анализа тексте А.П. Чехова образ хорошего учителя раскрывает через антитезу, демонстрируя, что Зиберов Егор Алексеич, занимавшийся с Петей Удодовым, таковым не является. Проблема состоит не столько в том, что репетитор не знает, как правильно решать задачу, которую велел решить своему ученику, сколько его безучастное отношение к обучению Пети Удодова. У него нет никакого стремления помочь двенадцатилетнему мальчику освоить незнакомый ему материал. А.П. Чехов показывает, что Зиберов считает Петю «глупым», что во время занятия с ним он чувствовал, как «ненавидит, презирает маленького краснощекого тупицу», даже проявляя готовность «побить его». Автор выражает мысль о том, что учитель не сможет добиться высоких результатов у ученика, который ему «опротивел», к которому он чувствует лишь раздражение. Ни о каком искреннем желании обучать ребенка не может быть и речи, ведь Зиберов чувствовал досаду, когда Петя отвечал на его вопросы правильно, что подчеркивается в тексте дважды (предложения 20 и 31). Из текста видно, что Зиберовым руководило не желание принести Пете Удодову пользу, обучив его, а стремление заработать: неслучайно в предложении 4 говорится о том, что репетитор договорился с отцом Пети об ежедневных двухчасовых занятиях за шесть рублей в месяц.


О том, каким должен быть хороший учитель, заставляет задуматься рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». Учительница Лидия Михайловна искренне хотела помочь рассказчику усвоить учебный материал, поэтому пригласила его заниматься дополнительно. Благодаря героине рассказчик, который до этого не понимал смысла изучения французского языка, увлекся этим предметом и смог добиться некоторых успехов в его изучении. Главной заслугой Лидии Михайловны было ее неравнодушное, участливое отношение к школьникам. Она не только давала учебный материал, но и помогала им в повседневной жизни, давая важные уроки доброты и милосердия. В.Г. Распутин сделал все для того, чтобы читатели поняли, что игра учительницы с рассказчиком в «замеряшки» на деньги – это подвиг, а не преступление, поскольку она руководствовалась стремлением помочь ребенку, столкнувшемуся с трудностями в послевоенное время. То, что Лидия Михайловна всегда оставалась Человеком, доказывает, что она хороший учитель.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что хороший учитель обладает такими качествами, как человеколюбие, доброта, чуткость, отзывчивость, готовность и стремление помогать ученикам, не только давая школьные знания, но и преподавая уроки нравственности.




Вариант 22 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «В синтаксисе разговорного стиля реализуются общие свойства – экспрессивность, оценочность, стремление к экономии речевых средств, неподготовленность» - Л.А. Введенская
  • 9.2. «Оба они понимают замешательство учителя» (по тексту Чехова)