9.2. «Она в лесу точно хозяйка и родная всему вокруг, - она ходит медведицей, всё видит, всё хвалит и благодарит» (по тексту Горького)


В середине текста М. Горького отражены наблюдения мальчика-рассказчика касательно его бабушки. Объяснен смысл предложенной для анализа фразы может быть таким образом: бабушка рассказчика, которая обращала особое внимание на окружающие ее явления, которая многое знала о лесной жизни, находилась в гармоничных взаимоотношениях с природой, в некоторых случаях выступая не только частью природы, но и даже ее хозяйкой, которую слушались другие живые существа.

Доказать данные рассуждения можно, опираясь на конкретные примеры из прочитанного текста.


Во-первых, из предложения 9 видно, что героиня знала не только о «целебных свойствах» таких растений, как зверобой, буквица и подорожник, но и о том, какой «папоротник, клейкий иван-чай, пыльная трава-плавун» обладают «таинственной силой». Описывая поход с дедушкой и бабушкой в лес, рассказчик отмечает, что бабушка «беседовала с травами, птицами, лягушками», что отражено в предложении 12. Читатель видит, что героиня не только обращала внимание на различные природные явления, но и по-доброму относилась к ним, говорила с ними и положительно отзывалась о них. По отраженным в предложениях 32 и 36 наблюдениям рассказчика, его бабушка приходила к выводу о том, «какие грибы должны быть» в том или ином месте, просто исследуя «запахи трав», она способна была понять, где находятся дупла, в которых запасались орехами белки, просто «по незаметным царапинам на коре дерева». Героиня, исходя из предложения 27, знала, что волки в летнее время «смиренны» и на людей не нападают. В предложении 31 видны наблюдения рассказчика касательно того, что в лесу его бабушка «никогда не плутала», что дорогу из леса к дому она находила «безошибочно». Рассказчик, наблюдая за поведением бабушки в лесу, приходил, согласно предложению 16, к следующему выводу: «От нее точно тепло течет по лесу». Все вышесказанное доказывает, что героиня действительно «все видела, все хвалила и благодарила», что она являлась «родной всему вокруг».

Во-вторых, в тексте можно найти и подтверждения слов рассказчика о том, что его бабушка – «точно хозяйка». Примечательны наблюдения мальчика над тем, как примятый его бабушкой мох «расправлялся и вставал». В предложениях 19-27 рассказчиком описывается случай, когда в лесу к ним вышел волк, которого они сначала спутали с собакой; когда же женщина поняла, кто находится перед ней, она не испугалась, а спокойно продолжила заниматься грибами, лишь сказав волку уходить. «Спокойное» обращение к волку «А ты иди, иди с глаз долой!» (предложение 20) подействовало на дикого зверя; героиня действительно была похожа на хозяйку леса, дававшую своеобразные приказы его обитателям, которые слушались ее.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в предложенной для анализа фразе из текста М. Горького указывается на близость бабушки рассказчика к природе, на ее гармоничные отношения с лесом и даже на ее несколько хозяйское положение там.




Вариант 32 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения» - Ф.И. Буслаев
  • 9.3. Что даёт человеку общение с природой? (по тексту Горького)