9.3. Что даёт человеку общение с природой? (по тексту Горького)


Под гармонией с природой можно понимать умение человека не только сосуществовать с природой, но и находить с ней общий язык, пребывать с ней в согласии. Общение с природой занимает важное место в существовании являющегося частью природы человека, поскольку оно не только помогает в повседневной жизни, но и дает душевные силы и положительные эмоции. Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту М. Горького и к читательскому опыту.

В тексте М. Горького показано уважительное отношение мальчика-рассказчика к своей бабушке, которая в лесу была «точно хозяйка и родная всему вокруг». То, что героиня «беседовала с травами, птицами, лягушками», «все видела, все хвалила и благодарила», говорит о том, что с природой она находилась в полной гармонии. Читатель видит, что бабушке рассказчика, которая «никогда не плутала в лесу» и «безошибочно» находила дорогу к дому, которая знала не только о том, какими «целебными свойствами» обладали зверобой, буквица и подорожник, но и о том, какой «папоротник, клейкий иван-чай, пыльная трава-плавун» обладают «таинственной силой», которая, просто анализируя «запахи трав», понимала, «какие грибы должны быть» в том или ином месте, которая даже «по незаметным царапинам на коре дерева» могла определить, где находились дупла, в которых были беличьи запасы орехов, общение с природой помогало в повседневной жизни. Ситуация с волком в летнем лесу, когда бабушка рассказчика, сохраняя спокойствие, прогнала дикого зверя, зная, что летом волки «смиренны» и не нападают на людей, заставляет задуматься над тем, что знания о природных явлениях в некоторых случаях даже могут сохранить жизнь. Кроме того, сам рассказчик отмечал, что, общаясь с лесом, он обретал «чувство душевного покоя и уюта», «забывая неприятное», что его ощущения становились более «настороженными»: «слух и зрение становились острее, память – более чуткой, вместилище впечатлений – глубже».


Проблема гармонии человека с природой поднимается и в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Тринадцатилетний мальчик Васютка наблюдает за жизнью леса и его обитателей, потому что ему интересно узнавать много нового об окружающем мире. Любовь Васютки к природе и стремление узнать о ней как можно больше стали причиной, по которой он собирал орехи, ходил на охоту и на рыбалку. Но общение с природой, как показывает автор, не только оказывает положительное воздействие на душу Васютки, но и помогает ему выжить, когда он потерялся в лесу. Заблудившись, герой начинает «припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников», в его сознании всплывают все известные таежные законы, о которых он начал узнавать еще в детстве. Имеющий довольно много знаний о лесной жизни, обладающий способностью понимать окружающий мир, ощущающий близость с природой Васютка не паникует и успешно находит выход из сложившейся ситуации.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что общение с природой и помогает человеку в повседневной жизни, и дает ему внутренние силы, заставляя ощущать близость с природой, частью которой он является.




Вариант 32 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения» - Ф.И. Буслаев
  • 9.2. «Она в лесу точно хозяйка и родная всему вокруг, - она ходит медведицей, всё видит, всё хвалит и благодарит» (по тексту Горького)