9.1. «То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным» - М.А. Кронгауз


М.А. Кронгауз утверждал, что речевой портрет, который обусловлен тем, как говорит человек, «может быть привлекательным и непривлекательным». Что же имел в виду современный лингвист? Попробуем раскрыть смысл его высказывания.

Речь человека помогает раскрыть его внутренний мир, его «я» можно определить с помощью словарного запаса и выбора определенных языковых средств. То, что и как говорит человек, демонстрирует его жизненные ценности, ориентиры, принципы и установки. Используя те или иные речевые способы выражения собственного мнения относительно объекта речи, человек показывает свое отношение к жизни и окружающему миру. То, какие лексические, синтаксические, фонетические, словообразовательные, морфологические средства употребляет человек в своей речи, помогает понять не только те мысли, чувства и эмоции, которые у него наблюдаются во время произнесения высказывания, но и его отношение к окружающим его явлениям действительности, к собеседнику и к другим людям, и даже к самому себе. Речь хорошего человека, в которой нет ни капли пренебрежения, презрения, унижения, отличается от речи безнравственного человека, который не может скрыть свое негативное отношение к окружающему миру. По речи человека можно понять, обладает ли он внутренней красотой. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту К.Г. Паустовского.


Во-первых, проанализируем речь соседей А.С. Грина. В предложениях 15-16 продемонстрировано их обращение к А.С. Грину относительно его пса, которого они называют «дураком», у которого «нет никакого соображения». Употребление слова «дурак», которое обладает разговорной функционально-стилевой и сниженной экспрессивно-эмоциональной окрашенностью, и разговор не о плюсах, а о якобы минусах собаки – это то, что демонстрирует негативное отношение соседей А.С. Грина к Тобику. Но обусловлено ли оно чем-то рациональным? Нет, «дураком» пса считали лишь из-за того, что он «зря» просил еду, «долго и терпеливо» «служа» Жоре, «такой же собаке, как и он сам». Рассказчик, говоря о том, что эти слова были сказаны «злорадно», подчеркивает сердитый, колкий, язвительный характер соседей А.С. Грина. Всех вокруг они считали нехорошими и глупыми, выискивая отрицательные качества, не обращая при этом внимания на положительные. То, что соседи и вовсе давали Тобику характеристики, о чем их не просил его хозяин А.С. Грин, становится подтверждением отраженной в предложении 18 мысли о том, что они «всю жизнь привыкли лезть в чужие дела».

Во-вторых, рассмотрим единственную в тексте прямую речь А.С. Грина, которая в свою очередь многое говорит о нем. На соседские негативные комментарии о Тобике писатель отвечал: «Не дурак, а просто умная и вежливая собака». А.С. Грин защищает своего пса, обращает внимание на его ум и вежливость, понимая, что его поведение не является плохим, а, наоборот, положительно характеризирует его. Всего одной репликой К.Г. Паустовский описал «привлекательный» «портрет» А.С. Грина. Важно то, что писатель отвечал своим соседям «спокойно», что говорит о том, что он не хотел зря спорить с невежественными и безнравственными людьми, потому что понимал, что это будет безрезультатно. Это говорит о мудрости А.С. Грина, его нежелании «метать бисер» перед недостойными людьми.

Таким образом, речевой портрет действительно может свидетельствовать о привлекательности или непривлекательности внутреннего мира человека.




Вариант 31 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Любите собак. Не давайте их никому в обиду. Они ответят вам троекратной любовью» (по тексту Паустовского)
  • 9.3. Как нужно относиться к животным? (по тексту Паустовского)