9.2. «В таком случае приходите завтра ко мне, и мы вместе приготовим следующий немецкий урок» (по тексту Чарской)


Текст Л.А. Чарской завершается адресованным Саше приглашением Ниной Махровой «вместе приготовить следующий немецкий урок». Смысл предложенной для анализа фразы можно объяснить следующим образом: поняв, что написанием сочинения за Сашу она оказала ей медвежью услугу, обманув при этом учителя, героиня со всей искренностью предлагает однокласснице такую помощь, которая принесет ей исключительно пользу.

Доказать данные рассуждения можно при помощи конкретных примеров из прочитанного текста.


В предложениях 6-8 говорится о том, что Нина Махровая, которую прозвали Сфинксом, всегда проявляла готовность «оказать массу мелких услуг». Конкретизируя, автор отмечает, что своим одноклассницам пятнадцатилетняя девочка подсказывала на уроках ответы, «поправляла арифметические задачи», оказывала помощь в написании «внеклассных домашних сочинений по иностранным языкам». Одним словом из предложения 7, Нина Махровая «выручала» своих одноклассниц. Причем автор с помощью предложения 10 обращает внимание на то, что Сфинкс оказывала окружающим людям помощь «без всякого усилия, свободно, просто, мило и легко». Так, Л.А. Чарская, давая своей героине общую характеристику, подчеркивает, что Нина Махровая отличалась искренним желанием помочь другим людям, принести им пользу.

Далее автор конкретизирует, в чем именно заключалась помощь девочки с прозвищем Сфинкс. Героиня сразу же откликнулась на сделанный на уроке немецкого языка одноклассницей Сашей Роговцевой призыв помочь в написании трудного сочинения: «Дайте я напишу за вас, а вы перепишите». Помещенные в предложения 55-58 размышления Нины Махровой о том, что они, «преисправно обманув» учителя, поступили «некрасиво», основываясь на «лжи и обмане», указывают на то, что во время урока Сфинкс понимала, что поступает неправильно по отношению не только к учителю немецкого языка, но и к Саше, однако она не могла не помочь просящему о помощи человеку. Понимая, что, написав за одноклассницу сочинение, она оказала ей так называемую медвежью услугу, Сфинкс предлагает Саше такую помощь, за которую им не будет стыдно, которая действительно поможет однокласснице и пойдет ей на пользу. Зная, что, сделав за Сашу работу, она на самом деле ей не помогла, поскольку одноклассница так и не научилась писать сочинения, Нина Махровая предложила Саше Роговцевой приготовить следующее домашнее задание по немецкому языку вместе. То, что Сфинкс не пожалела своего времени на обучение другого человека, говорит о том, что героиня по-настоящему хотела помочь однокласснице, заботясь о ней и переживая по поводу ее знаний и умений.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза из текста Л.А. Чарской подчеркивает искреннюю готовность Нины Махровой оказывать содействие окружающим людям, оказывая не медвежью услугу, а настоящую помощь, которая может принести человеку настоящую пользу.




Вариант 20 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «В тексте сравнение и метафора часто взаимодействуют: сравнение как бы подготавливает метафору, или поясняет её, или обновляет образное значение слова» - Е.И. Никитина
  • 9.3. В чём заключается настоящая помощь человеку? (по тексту Чарской)