9.1. «Слово – это и звук, и смысл. Родилось слово для того, чтобы связывать человека с человеком, со всеми людьми, а всех людей – с жизнью и её смыслом» - В.С. Непомнящий


В.С. Непомнящий, отмечая, что в слове сливаются воедино «и звук, и смысл», утверждал, что оно было рождено с целью «связывать человека с человеком, со всеми людьми, а всех людей – с жизнью и ее смыслом». Что же имел в виду известный литературовед? Попробуем раскрыть смысл его высказывания.

Под словом можно понимать такую языковую единицу, которая служит для обозначения предметов, признаков, действий, состояний и др. Такое определение можно назвать узким, связанным только с разделом лексики. Под лексическим значением понимается содержание слова, его смысловая наполненность. Номинативная, или назывная, функция – основная функция слова. Обозначая с помощью слов реалии действительности, люди познают весь окружающий мир. Но слово обладает не только лексическими, но и фонетическими и грамматическими признаками. С точки зрения фонетики слово рассматривается как совокупность звуковых явлений, которые образуют определенную оболочку. Именно со звуковыми совокупностями связано появление первых слов, с помощью которых общались древние люди. Самой первой функцией слова можно назвать коммуникативную, поскольку людям нужно было обмениваться друг с другом информацией. Воспроизводя совокупность звуков, древние люди общались между собой. Доказать, что слово представляет собой имеющую лексическое значение звуковую совокупность, с помощью которой люди связываются друг с другом и со всем окружающим миром, можно, обратившись к тексту В.Г. Короленко.


Во-первых, проанализируем предложение 11. Рассказчик, рассуждая над конфликтной ситуацией между учителем Игнатовичем и учеником Заруцким, неслучайно отмечает, что произошла она из-за следующего: «Одному из нас показалось, будто он < Игнатович> назвал нас стадом баранов». Очевидно, что «грубая выходка» Заруцкого, назвавшего учителя «бараном», случилась из-за того, что школьник, услышав знакомую звуковую совокупность, выполняющую определенную номинативную функцию, подумал, что Игнатович назвал школьников баранами.

Во-вторых, рассмотрим предложения 24-25 и 54, в которых наблюдаются слова учителя химии Игнатовича, обращенные к пятому классу. И фразы во время того самого урока «Я этого не говорил… Вы ошиблись…», и фраза уже после извинений Заруцкого на следующем уроке «Я говорил уже, господа, что баранами никого не называл» герой произносит для того, чтобы объяснить ребятам, что на самом деле пятый класс он баранами не называл. Так, воспроизводя совокупности звуков, складываемые в слова с определенными лексическими значениями, Игнатович передавал свои мысли ученикам. С помощью слов между учителем и ребятами образовывалась коммуникативная связь.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: известный литературовед В.С. Непомнящий был прав, говоря о том, что слово, заключающее в себе и звук, и смысл, нужно для того, чтобы «связывать» людей друг с другом и с жизнью в целом.




Вариант 34 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Мы были довольны и им, и – почти бессознательно – собою, потому что также в первый раз не воспользовались слабостью этого юноши, как воспользовались бы слабостью кого-нибудь из «старых»» (по тексту Короленко)
  • 9.3. Как характеризует человека его нравственный выбор? (по тексту Короленко)