9.2. «Лесные родники осиротели бы, если бы от них были отрешены гении, приставленные к ним народною фантазией» (по тексту Лескова)


Предложенный для анализа текст Н.С. Лескова завершается рассуждениями рассказчика о том, что без «гениев, приставленных народной фантазией», «осиротели бы» «лесные родники». Следующим образом можно объяснить смысл финала: без историй о сверхъестественных существах были бы более простой природная жизнь, частью которой они являются, и менее интересной, захватывающей и занимательной жизнь деревенских жителей, которая во многом основана на тесной связи со «сказочными существами».

Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.


Во-первых, рассказчик выражает мысль о том, что природная жизнь «осиротела бы», не будь в ней «сказочных существ». То, что дедушка Илья встречается чаще всего с водяным, а не с лешим, будучи мельником, говорит о тесной связи «сказочных существ» с теми или иными природными явлениями. Неслучайно в тексте каждому существу дается индивидуальная характеристика: водяной «заведовал» болотами и прудами и «имел прекрасное и важное помещение под колесами мельницы», домовой «спал на чердаке», «застенчивая и непостоянная» кикимора «пряталась» в пыльных сарайных углах, леший играл «в тени деревьев» на самостоятельно сделанной ракитовой дудке и др. Все они являются частью природы.

Во-вторых, в тексте выражается мысль о том, что «осиротела бы» и жизнь деревенских жителей. Мальчик-рассказчик узнал о водяном, домовом, кикиморе и лешем благодаря дедушке Илье. Читатель понимает, что жизнь этого героя была бы более простой и менее интересной без его размышлений о связи с водяным, с которым он был якобы близок «по должности мельника». В предложениях 9-11 продемонстрированы мысли дедушки Ильи о том, что водяной «любит», «не обижает» и «ни в жизнь не тронет» его. Но более увлекательной за счет «народной фантазии» становилась не только жизнь дедушки Ильи, но и жизнь других жителей Кромского уезда, за которой одно время наблюдал рассказчик. То, что другие жители подтверждали тесную связь между мельником и водяным, объясняя ее тем, что водяной «повиновался» «заправскому мельницкому слову» дедушки Ильи, говорит о том, что жители Кромского уезда искренне верили в истории про водяного и других сверхъестественных существ. Видно, что деревенские жители не считали дедушку Илью сумасшедшим или лживым человеком; подтверждая связь между ним и водяным, они признавались в самом наличии в их существовании сверхъестественных существ. Стала более интересной и занимательной и жизнь мальчика-рассказчика, который после городской жизни, согласно предложениям 13 и 17, открывал для себя «полный таинственной прелести мир», «милый мир сказочных существ», уже казавшийся ему «необходимым».

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу о том, что в предложенной для анализа фразе из текста Н.С. Лескова выражена мысль о том, что без существ, созданных «народной фантазией», «осиротели бы» и жизнь природы, с которой связаны «сказочные существа», и существование деревенских жителей, которые чувствовали взаимодействие с водяным, домовым, кикиморой, лешим и другими сверхъестественными существами.




Вариант 6 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и образности» - А.С. Пушкин
  • 9.3. Как народная фантазия преображает жизнь? (по тексту Лескова)