9.3. Как народная фантазия преображает жизнь? (по тексту Лескова)


Под фантазией можно понимать продукт творческого воображения. Фантазией обладает не только какой-то конкретный человек, но и целые народы. Мифы, поверья, предания, приметы, созданные народной фантазией, являются своеобразным отражением отношения народа к тем или иным явлениям действительности. Знакомясь с теми фантазийными явлениями, которые создало народное сознание, человек познает окружающий мир во всех его проявлениях. Проявляя интерес к фантазии народа, человек рассуждает над загадочными и таинственными вопросами, ответы на которые еще неизвестны человечеству, стремясь познать мир как можно больше и глубже. Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту Н.С. Лескова и к читательскому опыту.

В тексте Н.С. Лескова показана вера жителей Кромского уезда в «сказочных существ». От дедушки Ильи мальчик-рассказчик узнал о водяном, домовом, кикиморе и лешем. Каждому из этих существ автором дается определенная характеристика, отображающая представления народа: водяной «заведовал» прудами и болотами, владея «прекрасным и важным помещением под колесами мельницы», домовой «спал на чердаке», кикимора, будучи «застенчивой и непостоянной», «пряталась» в пыльных углах сараев, леший играл «в тени деревьев» на ракитовой дудке. Н.С. Лесков показывает, что, будучи городским жителем, рассказчик, оказавшись в деревенской местности, начинает узнавать много нового. Причем видно, что герой не только открывал «полный таинственной прелести мир», но и осведомлялся о реальной действительности, лишенной загадочности и мистики. Так, например, интересуясь историями о водяном, с которым «по должности мельника дедушка Илья имел довольно близкое отношение», рассказчик приобщался к деятельности мельников. Текст заставляет задуматься над тем, что фантазийные образы, которые были созданы народом, помогают мальчику-рассказчику познавать мир в различных его проявлениях.


Проблема влияния народной фантазии на человека поднимается и в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Заблудившийся охотник-рассказчик, попросившись переночевать, слушает разговоры местных мальчишек 7-14 лет, которые повествуют о различных проявлениях «нечистой силы»: о домовом, о русалке, о различных призраках, о «небесном предвиденьи», о существе Тришке, предрекающем конец света, о лешем, о водяном и о других сверхъестественных существах. Автор показывает, что благодаря вере в вымышленные когда-то давно народом существа мальчики интересуются жизнью вокруг. Народные верования и предания помогают героям узнавать много нового. То, что ребята говорят о «небесном предвиденьи», обращая тем самым внимание на такое природное явление, как солнечное затмение, ярко свидетельствует о том, что герои познают окружающий их мир.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что народная фантазия является источником новых знаний для человека, она заставляет людей интересоваться окружающим миром, стремиться узнать о нем как можно больше.




Вариант 6 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и образности» - А.С. Пушкин
  • 9.2. «Лесные родники осиротели бы, если бы от них были отрешены гении, приставленные к ним народною фантазией» (по тексту Лескова)