13.1. «Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и образности» – Пушкин (по тексту Н.С. Лескова)


Известный русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин заметил, что «истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и образности», имея в виду то, что хороший текст не мыслим без употребления художественно-изобразительных средств. Однако, их употребление должно быть дозировано и соразмерно, и этим прежде всего определяется наличие таланта и истинного вкуса писателя.

В тексте Н.С. Лескова присутствуют изобразительно-выразительные средства ровно в том количестве, когда повествование остается естественным, живым и интересным. Так, например, автор умело использует эпитеты, позволяя читателю глубже погрузиться в мир народной фантазии. В предложении 13 писатель использует эпитет «таинственной прелести», подчеркивая, насколько тот мир, в который погружал ребенка старый мельник, был по-настоящему сказочным, интересным, захватывающим. Водяной, по его словам, обитал не в какой-нибудь затхлой каморке под колесами мельницы, а имел «прекрасное и важное» помещение, подобно настоящему владыке, не терпящему пренебрежительного к себе отношения (предложение 14). Кикимора была «застенчива и непостоянна»: именно с помощью этих эпитетов старый мельник объясняет то, что реальная встреча с этим капризным существом вряд ли возможна, что не отменяет сам факт ее существования (предложение 14). Эпитет «живые и занимательные истории» в предложении 16 помогают читателю понять, насколько важными и интересными были все эти истории для мальчика, насколько глубоко они запали ему в душу и перевернули сознание.


Также в качестве изобразительно-выразительных средств в тексте выступают разговорные слова и просторечия. Они характеризуют образ простого русского крестьянина, показывают его искренность и душевность, открытость и народную мудрость. Просторечия помогают ребенку понять степень близости деда к сверхъестественным существам, почувствовать его доброе, искреннее отношение. Например, просторечие «ни в жизнь не тронет» показывает стопроцентную убежденность старика в правдивости своих слов, оно как бы созвучно клятве «вот те крест» (предложение 11). Выражение «водяной дедка», которым окрестил мельник водяного, подчеркивает степень их близости и также оживляет рассказанные истории, делая их реальными (предложение 12). Водяной, со слов Ильи, был близок ему «по должности мельника», то есть старик имел определенные связи с сущностями потустороннего мира.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и образности, в грамотном, умелом использовании изобразительно-выразительных средств в предложенном тексте. Эпитеты и просторечия рисуют образ носителя народной фантазии, помогают раскрыть его характер, сделать его речь яркой и убедительной. С помощью образных средств истории старого мельника оживают, получают воплощение в реальной жизни и несут устойчивый воспитательный характер.




Вариант 6 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Лесные родники осиротели бы, если бы от них были отрешены гении, приставленные к ним народною фантазией» (по тексту Н.С. Лескова)
  • 13.3. «Как народная фантазия преображает жизнь?» (по тексту Н.С. Лескова)