13.2. «Лесные родники осиротели бы, если бы от них были отрешены гении, приставленные к ним народною фантазией» (по тексту Н.С. Лескова)


В приведенном отрывке автор показывает, насколько преображают мир вокруг себя люди, обладающие народной фантазией: воздействуя на ум и душу других людей, они делают их душевнее, добрее. Молодое поколение, попадая под их влияние, впитывает народную мудрость, учится смотреть на природу по-новому, с любовью и трепетным отношением. Пока живы люди, обладающие народной фантазией, природа не осиротеет: о ней всегда будет, кому позаботиться и дарить тепло своего сердца.

В предложении 7 автор рассказывает, как старый мельник Илья любил вступать в беседы на тему природы и обитающих в ней существ, иносказательно, таким образом, прививая бережное отношение к окружающему миру. Видимо, не просто так старик выбрал именно такую форму своих рассказов: для ребенка они были не просто интересными, но и по-настоящему захватывающими. Мальчик понимал, что взаимодействовать с природой следует бережно, а иначе можно вызвать гнев лешего или водяного. Ребенок словно попадал в волшебную сказку и под воздействием ярких эмоций лучше усваивал беседы с воспитательным уклоном. Также для него это был прекрасный способ скоротать время и развеять одиночество: ведь его родители были слишком заняты и не уделяли ему внимания в достаточной мере.


В предложениях 8, 14, 15 писатель говорит о том, как дедушка Илья подробно и правдоподобно рассказывал о собственном опыте взаимодействия со сверхъестественными существами, уча ребенка не вступать в конфликт с окружающей природой. Например, с его слов, он «имел довольно близкое отношение к водяному», заведовавшему ближайшими прудами и поэтому знал все его привычки. Чужих «водяной дедка» особо не жаловал, не любил беспорядки и бесчинства. Застенчивая Кикимора предпочитает прятаться в пыльных углах сараев, потому что не желает идти на контакт с людьми. Леший обитает далеко, но любит наведываться в местный густой ракитник, чтобы смастерить себе новую дудку: его тревожить тоже нежелательно, а не то можно вызвать гнев этого непредсказуемого существа. Домовой прячется на чердаке, поэтому лазить туда посторонним явно незачем: старый и ворчливый, он вряд ли одобрит фамильярное к себе отношение. Таким образом, слушая рассказы мельника Ильи, мальчик учился воспринимать природу как нечто живое, одухотворенное, требующее бережного и чуткого отношения к себе. Во многом эти рассказы оберегали его от опасностей: например, с большей вероятностью можно предполагать, что ребенок, чтобы не потревожить сердитого лешего, не зайдет глубоко в лес и не заблудится. Вряд ли он полезет на пыльный чердак и упадет оттуда, потому что там обитает нелюдимая Кикимора. Повзрослев, этот ребенок, конечно, поймет, что все истории были выдумкой, однако, в его сознании обязательно останется любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что пока живы люди, обладающие народной фантазией, не иссякнут родники и будут расти деревья. Новое поколение научится любить природу и охранять окружающий мир.




Вариант 6 - сочинения 13.1. и 13.3.:

  • 13.1. «Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и образности» – Пушкин (по тексту Н.С. Лескова)
  • 13.3. «Как народная фантазия преображает жизнь?» (по тексту Н.С. Лескова)