13.1. «Изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок» – И.Б. Голуб (по тексту Л.Н. Андреева)


Известный русский современный лингвист Ирина Борисовна Голуб сказала, что «изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок». С ее выказыванием невозможно не согласиться: действительно, для того, чтобы передать эмоции, необходимо прибегнуть к средствам художественной выразительности.

В тексте Леонида Николаевича Андреева используется большое количество изобразительно-выразительных средств, например, эпитетов и восклицательных предложений. Так, в предложении 15 эпитеты «угрюм и печален» помогают описать душевное состояние Сашки, эпитеты «маленьком изъязвленном сердце» показывают, насколько глубоко главный герой был травмирован. «Чистенькие, красивые дети» (предложение 16) вызывали раздражение и боль: ведь они, нарядные, радостные, обласканные родителями и незнающие никаких забот, понятия не имели о том существовании, которое приходилось влачить Сашке. Сашка выделялся своей неухоженностью, лохматостью, старой, потрепанной одеждой; он знал, что такое голод и холод. «Крикливый, наглый» блеск бесчисленных свечей (предложение 16) подчеркивал пропасть между Сашкой и этими детьми обеспеченных людей, ему хотелось при виде всего этого съежиться, исчезнуть, потому что было стыдно и больно. Здесь была другая, роскошная, беззаботная, абсолютно чуждая ему жизнь, а дома ждал его больной чахоткой отец, закопченные стены, удушливый запах, проблемы, постоянно зудящая тревожность. Таким образом, с помощью эпитетов автор подчеркивает, что елка не развлекала ребенка, а лишь напоминала о его бедном происхождении и нищенском существовании.


Восклицания в диалоге Сашки с седовласой дамой также несут особенную экспрессивную окраску: мальчику запал в душу ангелочек, и он был готов на любое унижение, чтобы его получить. Он попросил игрушку, но не получил ее и упал на колени, чем вызвал шквал эмоций у недоумевавшей от такого неуместного поведения дамы. В предложении 32 дама восклицает, что Сашка, должно быть, сошел с ума – настолько нелепым было его действие упасть перед ней на колени ради какой-то игрушки. В предложении 33 ребенок умоляет отдать ему ангелочка, вкладывая в это восклицание всю боль и отчаяние души. Ангел вмиг стал для него символом спасения, чем-то родным, до боли знакомым, жизненно важным. В предложении 35 дама не смогла понять Сашкины мольбы, для нее они были всего лишь капризами «глупого» ребенка. Получив желаемое, из груди Сашки вырывается «а-ах!» - ему кажется, что сбылась мечта всей его жизни. Ангелок стал поворотом к лучшей жизни, особенным знаком, талисманом. Елка его больше не интересовала: он бежит к больному отцу, чтобы поделиться своей радостью.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что использование экспрессивных красок помогает автору изобразить чувства героев. Эпитеты и восклицательные предложения передают все эмоции, помогают читателю глубже понять текст и прочувствовать состояние действующих лиц.




Вариант 11 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Отец и сын по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве...» (по тексту Л.Н. Андреева)
  • 13.3. Что может помочь людям понять друг друга? (по тексту Л.Н. Андреева)