Как вы понимаете значение выражения военное детство? (по тексту А.А. Лиханова)


Под военным детством можно понимать жизнь детей во время войны. Это явление отличается особой жестокостью, поскольку дети, которые еще не познали ни окружающего мира, ни самих себя, вынуждены становиться свидетелями страшных военных картин и сталкиваться на своем жизненном пути с различными трудностями и трагедиями. Война лишает мальчиков и девочек, юношей и девушек детства и отрочества, она заставляет их взрослеть слишком рано. Дети оказываются втянутыми в военные события, многие из них становятся непосредственными участниками боевых действий. Война – это действительно тяжелая доля для детей.

Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту А.А. Лиханова и к читательскому опыту.


В тексте А.А. Лиханова показано поведение мальчика-рассказчика и его друга Вовки Крошкина во время войны. То, что ребята без страха отправились вниз к санитарному эшелону, то, что рассказчик при виде матери «взвизгнул от радости», говорит о том, что герои не до конца понимали о том, что такое война и какие опасности она несет. Однако автор показывает, что мальчики не остались в стороне от военных картин: несмотря на то что мама рассказчика пыталась «скрыть» от него войну, ему все равно пришлось стать свидетелем ужасных картин войны. Рассказчику и Вовке Крошкину удалось увидеть «желтые, словно восковые, ноги» погибшего, которого перетаскивала на носилках мать рассказчика. Герой наблюдал за женщиной с «прозрачными» и «остекленевшими» глазами, которая могла спрыгнуть с обрыва в любой момент. В тексте показано, что в войну оказались втянутыми не только солдаты, которые принимали непосредственное участие в военных действиях, но и дети, которым, видя страшные картины, пришлось повзрослеть намного раньше.

Проблема военного детства находит яркое отражение в романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия». Главными героями стали члены действующей в оккупированном городе Краснодоне молодежной организации «Молодая гвардия», которым было от 14 до 20 лет. Учившиеся в школе или только ее окончившие ребята вынуждены были принимать участие в Великой Отечественной войне. Занимаясь подпольной деятельностью против немцев и перешедших на их сторону полицаев, юноши и девушки рисковали собственными жизнями, выражая готовность отдать их ради защиты Родины. Автор подчеркивает, что ребятам пришлось навсегда попрощаться с беззаботным детством и лучшими надеждами на свое личное будущее, мгновенно повзрослеть и взять на себя огромную ответственность, принимая серьезные решения, которые касались не столько их судеб, сколько судьбы всего Отечества. В финале романа показано, что большинство членов «Молодой гвардии» умерли молодыми, потеряв всякую надежду на долгую и счастливую жизнь.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что военное детство – это тяжелая ноша, из-за которой дети лишаются детства и надежд на будущее, сталкиваются с трудностями и жестокостями, касающихся как других людей, так и их самих, становятся участниками имеющей губительный характер войны.




Вариант 1 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Корень – это центр слова, его фокус. В слове может не быть суффиксов, приставок, окончания, но корень всегда есть!» - Д.Э. Розенталь
  • 9.2. «Мама старалась скрыть от меня войну» (по тексту А.А. Лиханова)