Как композиция рассказа «Судьба человека» помогает Шолохову в раскрытии образа Андрея Соколова?


Композиционной особенностью написанного М.А. Шолоховым рассказа «Судьба человека» является наличие двух рассказчиков. Начинается и завершается повествование словами рассказчика, который по дороге встречает Андрея Соколова. Это говорит о кольцевой композиции. Основную часть повествования занимает рассказ самого Андрея Соколова о произошедших с ним событиях. Такой прием, как «рассказ в рассказе», помогает в раскрытии образа центрального персонажа.

Форма повествования от первого лица помогает читателю увидеть внутренние переживания Андрея Соколова. Рассказывая о своей горячо любимой семье, о начале войны, о совершенном подвиге, о нахождении в плену у немцев, о конфликте с Мюллером, о побеге на Родину, о гибели своих родных и близких, о встрече с мальчиком-сиротой, Андрей Соколов делится своими эмоциями, показывая, что он чувствовал в те моменты и что он чувствует сейчас. Читателю не нужно думать о том, какие эмоции испытывал главный герой в тот или иной момент, Андрей Соколов сам говорит об этом. Основная часть повествования представлена в форме своеобразной исповеди. Видно желание главного героя помочь Родине, защитить ее от врага, видна боль Соколова от гибели жены, дочерей и сына, видны чувства центрального персонажа, когда со знакомством с Ванюшкой у него вновь появился смысл жизни. В рассказе каждый отдельный эпизод позволяет читателю открывать все новые и новые качества Андрея Соколова.


Наличие нескольких рассказчиков помогает описать судьбу центрального персонажа с двух сторон: повествование от лица Андрея Соколова – это взгляд «изнутри», а повествование от лица рассказчика – это взгляд «со стороны». Рассказчик проникается историей Андрея Соколова, сочувствует ему, и это сочувствие по отношению к главному герою передается читателю. Наличие второго рассказчика делает повествование более реалистичным, доверие читателя к исповеди Андрея Соколова повышается. Если сам центральный персонаж не видит в собственной жизни ничего особенного, то рассказчик подчеркивает наличие в Андрее Соколове героического.

Без образа рассказчика невозможно было бы продемонстрировать внешний вид Андрея Соколова, его манеру поведения и речи. Рассказчик описывает то, как ведет себя центральный персонаж, и читатель видит, что Андрей Соколов никого не винит в тяжелой судьбе, в гибели родных и близких, что он продолжает свой жизненный путь, несмотря на боль потери и многочисленные испытания. И финал рассказа, в котором показано, что Андрей Соколов с Ванюшкой уходят, продолжая свой путь, заставляет задуматься над тем, что главный герой продолжит преодолевать жизненные испытания.

М.А. Шолохов показывает, что два повествователя по-разному относятся к Андрею Соколову. Если рассказчик не отрицает наличия героического в своем собеседнике, то сам Андрей Соколов не видит в себе ничего героического. Такое разное видение помогает автору выразить следующие мысли: судьба Андрея Соколова не исключительна, все представители советского народа в военное время имели такие же тяжелые судьбы, не только Андрей Соколов совершал подвиги. Главный герой является не исключительной личностью, а воплощением всего советского народа в период Великой Отечественной войны.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как в рассказе Шолохова «Судьба человека» выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны?
  • Почему автор называет Андрея Соколова «человеком несгибаемой воли»? (по рассказу Шолохова «Судьба человека»)
  • Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? (по рассказу Шолохова «Судьба человека»)
  • Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? (по рассказу Шолохова «Судьба человека»)