Как в рассказах Чехова разоблачается добровольное рабство?


В рассказах А.П. Чехова нередко происходит обращение к образу так называемого «маленького человека». По-новому взглянув на данный литературный тип, писатель разоблачает добровольное рабство. Это можно наблюдать в рассказах «Смерть чиновника» и «Хамелеон».

В основе рассказа «Смерть чиновника» лежит весьма обыденная ситуация: мелкий чиновник Червяков, сидя в театре, чихнул, обрызгав сидящего впереди генерала Бризжалова, перед которым Червяков сразу же извиняется. Одним извинением история могла и закончиться, однако страх Червякова перед вышестоящим лицом заставляет его вновь и вновь искать поводы для встречи с генералом для того, чтобы извиниться перед ним. А. П. Чехов показывает, что генерал Бризжалов сразу же забывает об инциденте, Червякова никто не заставляет всякий раз извиняться перед ним, общество никак не притесняет «маленького человека». Червяков самостоятельно выбирает рабское положение, он хочет подчиняться вышестоящим людям. Червяков не может не пресмыкаться перед генералом Бризжаловым и ему подобными, так как он самостоятельно выбрал такую форму взаимоотношений с вышестоящими лицами.


В рассказе «Хамелеон» показано, как меняется поведение героев, когда они думают, что собака, укусившая Хрюкина, бездомная, и когда они предполагают, что собака принадлежит генералу Жигалову. Сначала Хрюкин жалуется на укусившую его собаку полицейскому надзирателю Очумелову, который твердит, что собаку нужно «немедля» «истребить», и городовому Елдырину, который совсем не против решения Очумелова. Когда же из толпы доносится предположение, что собака генеральская, Очумелов утверждает, что Хрюкин сам расковырял себе палец, обвинив бедную собаку. Позиция Очумелова меняется еще несколько раз, она полностью зависит от того, кому принадлежит собака.

А.П. Чехов демонстрирует «хамелеонство». Однако «хамелеоном» является не только Очумелов, смена поведения которого изображена сатирически, но и Елдырин, Хрюкин и вся толпа, поскольку все они были согласны с решением Очумелова относительно будущего собаки. Автор выражает мысль о том, что все собравшиеся на площади в подобной ситуации поступили бы точно так же, как и полицейский надзиратель. «Хамелеонство» персонажей связано с их трусостью. Они боятся пойти против генерала Жигалова, поэтому делают все возможное, чтобы не вступать с ним в конфликт. А.П. Чехов показывает, что герои рассказа не борются за правду, наоборот, они подтасовывают факты, чтобы обелить вышестоящее лицо. Очумелов, Елдырин, Хрюкин и толпа хотят быть рабами подобных генералу Жигалову. Добровольное рабство этих персонажей подчеркивается отсутствием раболепства со стороны повара генерала Жигалова Прохора. Обычный повар, который не боится говорить правду, который не угождает вышестоящим людям, в отличие от Очумелова и Елдырина, которые занимают в городе не последнее место, не является рабом.

Таким образом, чеховский «маленький человек» не пытается бороться со своим рабским положением, поскольку он добровольно выбирает это рабство, не видя ничего плохого в подчинении вышестоящим людям.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ «маленького человека» в рассказах Чехова
  • Сатирические мотивы в прозе Чехова
  • Над чем и над кем смеётся Чехов?
  • Чем проза Чехова может быть интересна современному читателю?