Какими мотивами и образами представлена любовная лирика Ахматовой?


Особое место в лирике А.А. Ахматовой занимает тема любви. Данная тема находит отражение в таких стихотворениях, как «Я улыбаться перестала», «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью». Рассмотрим же, какими образами и мотивами представлена ахматовская любовная лирика.

В стихотворении «Я улыбаться перестала» показано, что чувство лирической героини оказалось невзаимным. Она признается, в том, что надежда быть любимой ее возлюбленным не оправдалась: «Одной надеждой меньше стало». На тяжелые переживания лирической героини указывает то, что она «улыбаться перестала». Даже сама природа угнетает лирическую героиню: «Морозный ветер губы студит». Как бы ни было ей тяжело, но неразделенное чувство становится для лирической героини поэтическим вдохновением: «Одною песней больше будет». Она признается, что ей нетрудно отдать эту «песню» «на смех и поруганье», поскольку она не может держать в себе все те болезненные чувства, которые она испытывает, осознав невзаимность: «Затем, что нестерпимо больно // Душе любовное молчанье». Из последних строк очевидно, что А.А. Ахматова черпала вдохновение из любви в целом, даже из безответной.


Мотив любовной «песни» наблюдается и в стихотворении «Песня последней встречи». Здесь особое внимание уделяется раскрытию внутреннего мира лирической героини, которая вынуждена была столкнуться на своем жизненном пути с «последней встречей» с возлюбленным. На внутренние переживания героини указывают следующие образы и детали: «беспомощно» холодеющая грудь, надетая на правую руку перчатка с левой руки, принятие лирической героиней трех ступеней за их множество, готовность умереть вместе с кленом. На тяжелые переживания лирической героини указывают и внешние обстоятельства: сопоставимый с ней клен, который «обманут переменчивой, злой судьбой», «темный дом» и «равнодушно-желтый огонь» горевших в спальне свечей.

В стихотворении «Сжала руки под темной вуалью» показаны последствия ссоры между возлюбленными. Признание лирической героини в том, что она «напоила допьяна» своего возлюбленного «терпкой печалью», говорит о том, что инициатором ссоры была лирическая героиня. «Мучительно» «искривившийся» рот героя, его шатающаяся походка говорят о том, что он чувствует потрясение от того, что ему наговорила лирическая героиня. Внутренние переживания испытывает и она сама, на что указывают сжатые руки, бледная кожа, невозможность забыть, как возлюбленный уходил из дома, побег за ним «до ворот», «перил не касаясь», «задыхание», отчаянный «крик». Видно, что лирическая героиня осознает свою ошибку, что она хочет помириться с возлюбленным, потому что не хочет расставаться с тем, кого она искренне любит. Однако «спокойное и жуткое» «Не стой на ветру», сказанное возлюбленным перед уходом, говорит о том, что примирение оказалось невозможным, что на этом переживания лирической героини не исчезнут, а, наоборот, только усилятся.

Таким образом, любовная лирика А.А. Ахматовой чаще всего представлена мотивами ссоры, разлуки и расставания, которые приносят лирической героине боль и разочарование.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему в одном из своих стихотворений, размышляя о поэзии, Ахматова сказала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»?
  • Что Вас привлекает в поэзии Ахматовой и почему?
  • В чем своеобразие звучания патриотической темы в лирике Ахматовой?
  • Почему Ахматову называют «Ярославной 20 века?»