Почему в одном из своих стихотворений, размышляя о поэзии, Ахматова сказала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»?


В лирическом произведении «Мне ни к чему одические рати» в выражении ахматовской позиции относительно поэтической деятельности важны такие строки: «Когда б вы знали, из какого сора // Растут стихи, не ведая стыда». В чем же смысл данных строк и в чем А.А. Ахматова видит поэтическое предназначение?

Проанализируем само стихотворение, откуда были взяты строки для анализа. Лирическая героиня утверждает, что «одические рати» и «элегические затеи» – это не то, чего она придерживается в творческой работе. Автор выражает мысль о том, что истинный поэт не ограничивает сам себя какими-то рамками, не пытается писать только на возвышенные темы словами высокого стиля. Стих, по А.А. Ахматовой, становится «задорным» тогда, когда в нем отображает реальная действительность со всем ее «сором». В лирическом произведении выражается мысль о том, что источником вдохновения для поэта могут послужить обыденные явления: «желтый одуванчик у забора», «лопухи и лебеда», «сердитый окрик», «дегтя запах свежий», «таинственная плесень на стене». Даже самые обычные вещи, «сор», на который многие люди в повседневной жизни не обращают внимания, могут стать предметом поэтического описания. По мнению А.А. Ахматовой, творец может воспевать абсолютно все, а поэзия должна быть свободной: «в стихах все быть должно некстати». Именно свободное произведение, по мнению автора, может приносить радость как самому поэту, так и читателям.


В стихотворении «Про стихи» находят отражение поэтические принципы А.А. Ахматовой. Предметом описания становятся обычные явления, которые окружают человека: «выжимки бессонниц», «свеч кривых нагар», «сотен белых звонниц», «первый утренний удар», «теплый подоконник // под черниговской луной», «пчелы», «донник», «пыль», «мрак», «зной». В стихотворении особое место занимает указательное местоимение «это», которое в восьми строках насчитывается целых семь раз. Все вышеупомянутые явления действительности – это авторское понимание творчества: стихотворения могут состоять из описания любых явлений, даже самых обыденных.

В стихотворении «Поэт» отображено обывательское мнение о том, что поэтическая деятельность – это не работа, а «беспечное житье», поскольку поэты «подслушивают» и подсматривают у окружающего мира и «выдают шутя за свое». Лирическая героиня не отрицает того факта, что вдохновляет на создание поэтических произведений ее явления окружающей действительности: «Налево беру и направо, // И даже, без чувства вины, // Немного у жизни лукавой, // И все – у ночной тишины». Лирическая героиня не стыдится того, что сюжетами ее стихотворений она берет «из жизни», наоборот, она гордится этим, поскольку не каждый человек может увидеть красоту обыденного мира и воспеть его. В стихотворении выражается мысль о том, что не каждый человек имеет способность «подслушать у музыки что-то», а затем «подслушать» у леса и у сосен, которые на первый взгляд являются «молчальницами». По мнению автора, такое умение – признак поэтического мастерства.

Таким образом, А.А. Ахматова считала, что истинный поэт создает свои стихотворения из «сора», то есть предметом его описания становятся самые обыденные явления, красоту и поэзию которых может увидеть далеко не каждый человек.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какими мотивами и образами представлена любовная лирика Ахматовой?
  • Что Вас привлекает в поэзии Ахматовой и почему?
  • В чем своеобразие звучания патриотической темы в лирике Ахматовой?
  • Почему Ахматову называют «Ярославной 20 века?»