Какова нравственная проблематика рассказа Солженицына «Матренин двор»?


В рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» поднимается множество проблем, среди которых наблюдаются и нравственные.

Главная героиня Матрена не похожа на других жителей деревни Тальново. Она выделяется своей внутренней красотой: Матрена – добрая женщина, которая постоянно чем-то жертвует ради блага других людей. Несмотря на болезни, Матрена помогает своим соседям в хозяйстве, никогда не отказываясь помочь им и никогда не беря с них плату. Хоть она больше и не числилась в колхозе, несмотря на то что государство «наворочило много несправедливостей» с Матреной, она трудится для всеобщего блага, не озлобляясь ни на колхоз, ни на государство.

Читатель понимает, что Матрена не дождалась Фаддея с войны и вышла замуж за его брата Ефима из-за сострадания к нему: «мать у них умерла», «рук у них не хватало». Доброта, сострадание и самопожертвование – это основные качества Матрены, которые она проявляла на протяжении всей жизни.

Несмотря на испытания судьбы (плен Фаддея, из-за которого ей пришлось выйти замуж за другого, брак не по любви, смерть шестерых детей, смерть мужа на войне), несмотря на трудности, которые возникли из-за несправедливой системы власти (отсутствие пенсии, несмотря на то что она отработала в колхозе «четверть века», постоянные походы за необходимыми документами для оформления пенсии, вынужденная работа на колхоз), Матрена никогда не жаловалась на судьбу, никогда не обижалась на окружающих людей и не держала ни на кого зла. А.И. Солженицын показывает, что главная героиня была Человеком с большой буквы, что она сохранила нравственную чистоту до конца своей жизни.


Автор демонстрирует, что односельчане Матрены постоянно надевают маски, претворяются, скрывая свою истинную бездуховность. Окружающие главную героиню люди привыкли думать только о собственных целях и интересах, они не способны заботиться о других людей. Односельчане Матрены не просят ее о помощи, а требуют ее, будто она обязана всегда и всем помогать. Они не благодарят Матрену за ее деятельность, считая помощь главной героини само собой разумеющейся. Односельчане особое место в своей жизни отводят материальным ценностям, обращают внимание на внешний облик.

А.И. Солженицын показывает, что основу общества составляют «уроды» и «злодеи», которые равнодушны к судьбам других людей. Фаддей, воспользовавшись добротой Матрены, отнимает у нее горницу, перевозка которой могла привести к трагедии для нескольких сотен людей, ехавших на поезде. Но ни это, ни смерть Матрены, ни смерть собственного сына не отвлекли Фаддея от планов по перевозке горницы: он добился разрешения забрать ее себе.

Сестры Матрены плачут в день ее похорон, потому что так было принято, они претворяются и надевают маску траура, в то время как думают о том, как бы забрать имущество Матрены себе. Даже близкая подруга главной героини Маша, совсем недавно узнавшая о смерти Матрены, вспоминает о том, что та обещала ей серую вязаночку. Даже недолго проживший в доме Матрены Игнатьич, сидевший в тюрьме, переживает из-за гибели Матрены больше, чем ее родственники и соседи, которые прожили с ней бок о бок всю жизнь.

А.И. Солженицын поднимает проблему бездуховности общества. То, что Матрена всю жизнь прожила в одиночестве, то, что она умерла, указывает на то, что порочность побеждает праведничество. Нравственно чистой Матрене не было места среди эгоистичных, лицемерных и мелочных людей, даже не осознающих праведничество Матрены.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чем, по-вашему, суть взаимоотношений человека и власти? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»)
  • В чем, по-вашему, смысл выражения «жить не по лжи» (по рассказу Солженицына «Матренин двор»)
  • Каковы причины трудной жизни русской крестьянки Матрёны? (по рассказу Солженицына «Матрёнин двор»)
  • Почему односельчане не осознают праведничества Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»)