Какова роль второстепенных персонажей в комедии Фонвизина «Недоросль»?


Второстепенные персонажи в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», к которым можно отнести Скотинина, Простакова, Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана, Еремеевну и Тришку, выполняют важные функции, так как они, помимо участия в сюжете, занимают важное место в раскрытии поднятых автором проблем.

Образ Скотинина глубже раскрывает проблему барского произвола. Как Скотинин, так и его сестра госпожа Простакова, уверены в том, что крепостные должны выполнять любую их прихоть. Скотинин с некой гордостью рассказывает о своем «обычае», заключенном в том, что «всякая вина виновата». Как и госпожа Простакова, Скотинин пользуется трудом своих слуг, не обращая внимания на их чувства и трудности, с которыми они сталкиваются. Госпожа Простакова хвалит своего брата за то, что он довольно ловко собирает с крестьян оброк, забирая у них даже лишнее. Д.И. Фонвизин указывает на ту жестокость, которая свойственна большинству дворян: Скотинин действительно уверен в том, что дворянин «волен поколотить слугу, когда захочет».

Образ Скотинина важен не только для демонстрации вседозволенности дворян по отношению к крепостным, но и для демонстрации пустого и бессмысленного существования, где нет места образованию, где главными жизненными ценностями являются деньги. Скотинина не интересует ничего, кроме свиней. Он не приносит никакой пользы обществу и тупо проживает свою жизнь. Скотинин говорит о том, что он «отроду ничего не читывал», утверждая, что чтение – это скука. Только из-за того, что он хочет обеспечить себе и своим любимым свиньям хорошую жизнь, он планирует жениться на Софье, получившей в наследство крупную денежную сумму.


Большое значение имеет образ Простакова, мужа госпожи Простаковой и отца Митрофанушки. Он не позволяет себе высказывать собственное мнение, он в принципе не имеет собственного мнения. Д.И. Фонвизин показывает, что дворяне, подобные госпоже Простаковой, с каждым днем убеждаются в своей вседозволенности и безнаказанности, в результате молчаливости таких, как Простаков, которые мирятся с жестокостью и безнравственностью других дворян и ничего не делают для борьбы с несправедливостью.

Образы учителей Митрофанушки Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана помогают в раскрытии проблемы образования. Д.И. Фонвизин задается вопросом: какие знания могут получить молодые дворяне, если их учителя – малообразованные люди? Вральман, не имея ничего общего с педагогической деятельностью, в прошлом работая кучером, постоянно срывает занятия Митрофанушки, ничего не делая для его обучения, только взимая с Простаковых плату. В комедии показано, что жестокий Митрофанушка, берущий пример с собственной матери, становится более опасным общественным явлением под воздействием таких учителей, которых, ничего не понимая в образовании, наняла госпожа Простакова, поскольку наличие учителей считалось обязательным в дворянском обществе того времени.

Образы слуг Еремеевны, няни Митрофанушки, и Тришки, который выступает в ходе действия в роли портного, важны для раскрытия проблем барского произвола и крестьянской покорности. Д.И. Фонвизин показывает, что крепостные вынуждены терпеть издевательства и даже побои со стороны своих хозяев. Еремеевна признается, что она получает «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». Тришка вынужден выслушивать претензии госпожи Простаковой, хоть он и не является профессиональным портным. Автор комедии жалеет слуг, однако он указывает и на их вину в отсутствии справедливости в обществе, так как и Еремеевна, и Тришка, и другие слуги в доме Простаковых мирятся с беспределом и ничего не делают для того, чтобы изменить свое бесправное положение.

Таким образом, с помощью образов второстепенных персонажей автор «Недоросля» рисует наиболее широкую картину общественной жизни, раскрывая важные и актуальные проблемы современного ему российского общества.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Люди или нравы являются объектом осмеяния в комедии Фонвизина «Недоросль»?