Мифологические мотивы в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.


В русской литературе второй половины XX – начала XXI вв. присутствуют мифологические мотивы. Так, к одному и тому же мифологическому образу обращаются две современные писательницы: Л.С. Петрушевская в рассказе «Медея» и Л.Е. Улицкая в романе «Медея и ее дети».

В рассказе Л.С. Петрушевской «Медея» поднимается проблема детоубийства. Как и античная Медея, жена таксиста убивает свою четырнадцатилетнюю дочь. Но ситуация, описанная в рассказе, носит обыденный характер; то, что сделала жена таксиста, – житейская история, которая существует в современных реалиях. Согласно древнегреческому мифу, Медея убила двоих своих детей, чтобы отомстить своему мужу, который ушел от нее к другой женщине, чтобы он чувствовал свою вину в совершившемся. Подобные мотивы наблюдаются и у героини рассказа. Потеряв работу, откуда ее «выгнали», не имея возможности найти новую работу, героиня нуждалась в поддержке со стороны мужа, однако она ее не получила. Сам таксист признается: «Я от нее отдалился последний год. Совсем не любил, только дочку. Не было такого контакта». Равнодушие мужа усугубляло ситуацию, способствовало развитию депрессии героини, которое вскоре вылилось в сумасшествие. Жена таксиста хотела, чтобы ее мужу было больно так же, как и ей, поэтому она решила уничтожить самое дорогое для него – его дочь. Ненависть к собственной дочери, рожденная ненавистью к мужу, оставившему ее одну в трудные дни, заглушила материнскую любовь. Как и хотела героиня, ее муж чувствовал вину за произошедшее, на протяжении всего повествования он множество раз произносит фразу «Я виноват».


Миф в романе Л.Е. Улицкой «Медея и ее дети» является важным элементом всей структуры. Автор «развенчивает» мифологический образ Медеи, ее героиня кардинальным образом отличается от прообраза, несмотря на то что она сохраняет некоторые ее черты. Писательница создает новый образ, который соответствует современной действительности, она сознательно отказывается от традиционного мифологического сюжета. В романе на основе мифа демонстрируется реальность. Будто наперекор античной Медее, которую характеризовала страсть к Ясону, героиня Л. Е. Улицкой пытается построить мир без мужчины. В отличие от античной Медеи, которая имеет разрушающий уклад, героиня романа созидает, дарит материнство окружающим людям, несмотря на то что у нее нет своих детей. Автор, демифологизируя образ Медеи, разрушает стереотипы мифопоэтического мышления, показывая, как могла сложиться жизнь Медеи в условиях современной действительности.

Таким образом, Л.С. Петрушевская в рассказе «Медея» и Л.Е. Улицкая в романе «Медея и ее дети» обращаются к мифологическому образу Медеи, однако каждая писательница по-своему осмысливает миф о Медее. Л.С. Петрушевская показывает, что описанное в древнегреческом мифе может происходить и в реальной действительности, детоубийство становится житейской обыденностью. Л.Е. Улицкая же демонстрирует, как могла сложиться жизнь Медеи в современных условиях.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема дома в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.
  • Тема одиночества в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.
  • Образ русской женщины в литературе второй половины XX - начала XXI в.
  • Тема «братьев наших меньших» в литературе второй половины XX - начала XXI в.