Проблема образования и просвещения в современной русской литературе


В современной русской литературе наблюдается обращение к проблеме образования и просвещения. Так, данная проблема находит отражение в написанной Е.В. Мурашовой повести «Класс коррекции».

В повести продемонстрировано деление учеников гимназии по классам: «А» и «Б» – дети богатых и влиятельных родителей, имеющие внешние успехи в учебе, «В» и «Г» – дети, средние и по способностями, и по положению родителей в обществе, «Д» и «Е» – дети с «криминальным уклоном» и «коррекции». Изображая такое деление, Е.В. Мурашова отражает модель всего современного общества: материально обеспеченные и занимающие хорошее положение в обществе люди противопоставлены бедным и менее успешным людям. Данная мысль отражается в словах классной руководительницы 7 «Е» Клавдии Николаевны: «Школа – всего лишь слепок с общества в целом. Неужели вы не видите разделения «на классы» всего нашего мира? Бедные и богатые. Удачливые и неудачники. Умные и глупые…».


Изображая деление детей, учащихся в гимназии, автор также демонстрирует разное отношение учителей к детям из разных классов. К «ашкам» учителя относятся с уважением, так как их родители – влиятельные люди, которые являются спонсорами гимназии. Для учеников «А» и «Б» классов предлагаются различные внеклассные мероприятия, организуются экскурсии. К «ешкам», о которых в повести идет речь, учителя относятся как к «отбросам общества», как к «браку». 7 «Е» класс, как признаются учителя, является для них своеобразным боевым крещением. Большинство учителей даже не пытаются дать знания «ешкам», что уж говорить о внеклассных мероприятиях и экскурсиях. Важно, что «Д» и «Е» классы и вовсе существуют лишь до 7 класса, после чего их расформировывают, а многие дети либо завершат свое образование, либо «пойдут в 371-ю школу для дебилов», и только небольшая часть детей продолжит обучение в нормальных условиях.

Е.В. Мурашова поднимает важную проблему современного общества: зависимость получения образования от социального и материального положения родителей. С помощью образа Сергея Анатольевича, молодого учителя географии, который выступает за то, чтобы «учить детей, открывать для них чудесную планету, на которой мы все вместе живем», автор выражает мысль о равном праве детей на образование.

В повести поднимается и другая проблема: равнодушие учителей по отношению к школьникам. Почти всем учителям гимназии не было дела до судеб детей, имеющих трудности в семье или проблемы со здоровьем. Хорошее отношение к «ашкам» только показное, на них учителям тоже все равно. Е.В. Мурашова показывает, что большинству учителей важен лишь престиж школы. Автор отразил современность, при которой авторитет учебного заведения важнее, чем развитие и образование детей. Через раскрытие образов равнодушных и эгоистичных учителей выражается мысль о том, что в школе не должны преподавать люди, которые негативно относятся к детям и не готовы давать им знания и помогать им в жизни. В школе должны преподавать люди, подобные Сергею Анатольевичу, которые будут бороться за права детей, вне зависимости от материального и социального положения их родителей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Русский характер» в современной отечественной литературе
  • Представления о счастье в современной русской литературе
  • Судьба России в современной отечественной литературе
  • Судьбы интеллигенции в современной русской литературе