Размышления о человеке в современной русской литературе


В современной русской литературе наблюдаются различные размышления о человеке. Это можно увидеть в рассказе Л.С. Петрушевской «С горы» и в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции».

В рассказе Л.С. Петрушевской «С горы» показано стремление главной героини обрести счастье: «Она покушалась, бедная бабенка, на счастье, хотела вкусить, оторвать себе клочок настоящего, не доступного ей счастья и той жизни, которую они все видели в телесериалах». Автор говорит о том, что героиня стремится найти свое счастье именно в санатории, на курорте, так как именно там, «вдали от реальной, повседневной жизни, от дома и родственников» «вся тяжесть обыденности как-то исчезает».

Л.С. Петрушевская показывает, что именно здесь «подстерегает человека иллюзия, что так и должно быть, от завтрака к обеду, от ужина к ночи, и одна забота – выглядеть все лучше и лучше, и уже находится кто-нибудь кто оценит, восхитится, а отсюда недалеко и до восхищения тем кто восхитился». Демонстрируя сначала стремления главной героини найти себе пару, затем – взаимоотношения между ней и «Первым дядечкой», а после – их расставание, автор рассказа выражает мысль об иллюзорности поисков счастья.


Главная героиня и главный герой ограничены двадцатью четырьмя днями, сделавшись «семейниками», под конец курорта они чувствуют, «как рядом мчится вниз его любовь, и она должна растаять в другом направлении, сейчас пути разойдутся». Автор показывает, что вдалеке от обыденности, где человек пытается найти счастье, он не сможет существовать бесконечно, что нахождение вдали от обыденности кратковременно и быстротечно, следовательно, постоянство счастья невозможно. Неслучайно рассказ завершается описанием разговора героев по телефону, где каждый из них «будут кричать и плакать, обманутые иллюзией отдыха, вечным светом рая, соблазненные и покинутые».

В повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции» поднимается важная проблема современного общества: деления людей на определенные группы. Показывая, что дети богатых и влиятельных родителей учатся в «А» и «Б» классах, а дети с «криминальным уклоном» и «коррекцией» – в «Д» и «Е» классах, Е.В. Мурашова отображает модель всего современного общества, при которой материально обеспеченные и занимающие высокое положение в обществе люди имеют большие возможности, чем бедные и менее успешные люди.

Классная руководительница коррекционного класса Клавдия Николаевна совершенно спокойно относится к такому делению: «Неужели вы не видите разделения «на классы» всего нашего мира? Бедные и богатые. Удачливые и неудачники. Умные и глупые…». С помощью образов учеников класса коррекции, которые, несмотря на жизненные трудности, остались людьми, развивая качества милосердия и самопожертвования, и с помощью образа молодого учителя географии Сергея Анатольевича, который выступал за то, чтобы учеников коррекционных классов распределяли по другим классам и чтобы таких детей не воспринимали за «отбросов общества», Е.В. Мурашова выражает мысль о том, что к каждому человеку нужно относиться с уважением, независимо от его социального статуса и материального положения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Заповедь «жить не по лжи» в современной русской литературе
  • «Человек на земле» в современной русской литературе
  • Проблема положительного героя в современной русской литературе
  • «Сороковые, роковые» в современной русской литературе