Тема взаимопонимания между людьми в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI века


В отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI вв. часто поднимается тема взаимопонимания между людьми. Авторы художественных произведений демонстрируют как наличие, так и отсутствие взаимопонимания между людьми. Данная тема находит отражение в рассказе Л.Е. Улицкой «Бумажная победа» и в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции».

В рассказе Л.Е. Улицкой «Бумажная победа» показаны сложные взаимоотношения Гени Пираплетчикова с другими ребятами. Из-за своей «нелепой» фамилии, «странной, прыгающей походки», постоянно облизываемых пересыхающих губ, сопровождения бабушки из школы и отсутствия отца Геня чувствует себя дискомфортно, поэтому он не может найти общий язык с другими ребятами. Они не понимали, что чувствует Геня, и постоянно смеялись над ним. Такой «самодельный стишок» слышит мальчик в свой адрес: «Генька хромой, сопли рекой!». Главный герой в свою очередь боялся ребят и считал их злыми людьми.

Л.Е. Улицкая показывает, что первоначально между Геней и другими ребятами отсутствовало взаимопонимание. Все изменилось, когда ребята находились на праздновании дня рождения Гени. Увидев, что он умеет делать фанты, ребята перестали смеяться над ним и обижать его. Все присутствующие были удивлены талантом Гени, которому «сам он не придавал никакого значения».


Л.Е. Улицкая показывает, что ребята, наблюдая за тем, как Геня делает фанты из бумаги, улыбались и благодарили его. Главный герой в свою очередь «не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды», он понял, что ребята «совершенно не злые». Это говорит о том, что Геня и окружающие его дети поняли друг друга. Когда же Геня «вынул из кармана платок, утер нос», то «никто не обратил на это внимания, даже он сам». Эта деталь подчеркивает появившееся между Геней и ребятами взаимопонимание.

В повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции» показаны взаимоотношения между учениками коррекционного класса и взаимоотношения между «ешками» и окружающими их людьми. Раскрывая образы большинство учителей гимназии, в которой происходит деление детей, и образы родителей «ашек», которые негативно относятся к тому, что с их детьми в одной школе учатся дети из неблагополучных семей, автор демонстрирует яркий конфликт между «ешками» и обществом.

В повести показано, что ученики коррекционного класса сталкиваются не только с трудностями в семье или проблемами со здоровьем, но и с недопониманиями со стороны окружающих людей. Е.В. Мурашова демонстрирует, что учеников 7 «Е»-класса считают «антиобщественным явлением», «отбросами общества». Но «ешки» не озлобляются на весь мир; если между ними и обществом наблюдается конфликт, то между учениками класса коррекции обнаруживается взаимопонимание. Каждый из 7 «Е»-класса знает, что такое жизненные трудности и взрослые проблемы в детские годы, поэтому ребята понимают друг друга, оказывают поддержку и помощь.

Таким образом, Л.Е. Улицкая изображает, как между Геней и ребятами появляется взаимопонимание, которого раньше не было, а Е.В. Мурашова показывает, что между одними людьми существует взаимопонимание, а между другими – не существует.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема служения Родине в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI века
  • Духовные искания героев отечественной прозы второй половины ХХ – начала ХХI века
  • Образ дороги и тема жизненного пути в произведениях отечественной литературы второй половины ХХ – начала ХХI в.
  • Образ писателя в произведениях отечественной литературы второй половины ХХ – начала ХХI в.