«На окраине села, возле издолблённой осколками, пробитой снарядами колхозной клуни...» (по тексту Астафьева)


Способны ли участники военных событий проявлять благородство? На данный вопрос в своем тексте отвечает советский и российский писатель В.П. Астафьев.

Размышляя над проблемой благородства в военные годы, автор не случайно отношение офицеров и солдат к погибшему немецкому генералу противопоставляет отношению командующего к погибшему немецкому генералу.

Офицеры и солдаты довольно равнодушно отнеслись к смерти немецкого генерала. В словах «Его собакам бы скормить за то, что людей стравил» отразилась позиция большинства участников военных действий. В погибшем немецком генерале они видели только врага, из-за которого погибло много соотечественников, поэтому они нисколько не огорчились тому, что он погиб. Демонстрируя мнение многих офицеров и солдат, В.П. Астафьев подчеркнул, что в военных условиях тяжело оставаться благородным человеком.

Совершенно противоположную точку зрения имел прибывший командующий. Он дал приказ устроить похороны со всеми военными почестями. Борис Костяев, отмечая, что командующий давал «пример благородного поведения», подчеркивал, что поступок командующего, которого война отучила притворяться, был не «игрой в благородство», а примером настоящего благородства. Писатель показывает: командующий, несмотря на все тяготы войны, отнесся к погибшему немецкому генералу в первую очередь как к человеку, который заслуживает достойных похорон.


Через решение командующего автор выражает свою позицию: и в военные годы можно проявлять благородство, заключающееся в человечном отношении к окружающим, включая даже врагов.

Нельзя не согласиться с автором в том, что и в военные годы можно быть Человеком с большой буквы, проявляя благородство даже по отношению к тем, кто является военным противником. Данная мысль находит отражение во многих художественных произведениях отечественных писателей.

В одном из эпизодов написанного Л.Н. Толстым романа-эпопеи «Война и мир» ярко демонстрировано благородство русского народа. Русские солдаты, греясь ночью у костра, увидели двух французов. Представители русского народа не хотели пользоваться слабостью своих противников, поэтому помогли замершим и обессилевшим французам, которыми оказались офицер Рамбаль и его денщик Морель. Русские солдаты принесли французскому офицеру шинель, дали ему и денщику каши и водки, а после на руках отнесли его в избу, которую занимал полковник. Л.Н. Толстой показывает, что и в тяжелых военных условиях можно совершать благородные поступки.

Подобная мысль выражается в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая». Главная героиня Мария, семью которой убили немцы, увидев немецкого солдата, захотела убить его, тем самым отомстив за свою семью и за весь русский народ. Однако произнесенное немцем слово «мама» заставило ее задуматься над тем, что перед ней стоит такой человек, как и она, чей-то сын, из-за смерти которого будет плакать мать. Оставив врага русского народа в живых, Мария проявила благородство.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в военные годы, несмотря на все существующие тяготы, можно быть благородным человеком, даже по отношению к врагам проявляя гуманность.

С полным текстом В.П. Астафьева можно ознакомиться по ссылке.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева...» (по тексту Астафьева)
  • «В избушке у самого леса живёт старый охотник Емеля...» (по тексту Мамина-Сибиряка)
  • «На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки с желтоватой водой...» (по тексту Паустовского)
  • «Лучше всего Левитана можно понять и крепче всего полюбить в глубинах страны...» (по тексту Паустовского)