9.2. «Неожиданное сочувствие блаженненького вдруг согрело и приласкало мое сердце, показало мне, что еще можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание» (по тексту А.И. Куприна)


Текст А.И. Куприна завершается словами о том, что сочувствие «блаженненького» Степана, которое было для рассказчика по-настоящему неожиданным, «согрело и приласкало» его сердце, показало, что «еще можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание». Смысл приведенной фразы можно объяснить так: сочувствие Степана, который поделился накопленными деньгами, дало рассказчику силы справиться с появившимися на жизненном пути трудностями. Рассказчик понял: пока есть люди, проявляющие сострадание и любовь к ближнему, человек имеет смысл жить, он способен преодолеть любые жизненные испытания.

Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.


В предложениях 51-58 продемонстрировано тяжелое положение рассказчика. Он признается, что «провалился» на экзамене, что из денежных средств у него оставалось лишь три копейки. Рассказчик отмечает, что ни один из знакомых не давал ему денег взаймы. Он признается: «В эти дни мне было очень тяжело». Ему даже пришлось столкнуться с голодом. В тексте подчеркивается действительно трудное жизненное положение рассказчика, которое не могло не сказаться на его внутреннем состоянии. То, с чем пришлось столкнуться рассказчику, могло поспособствовать негативному отношению к собственной жизни и ко всему окружающему миру. Товарищи «отговаривались пустотой кармана», помочь не могла даже Александра Ивановна, у которой тоже не было ни копейки. Рассказчик после отказа Александры Ивановны потерял надежду на разрешение трудной ситуации, в которой он оказался, поэтому поступок Степана был действительно неожиданным: он стал единственным, кто помог рассказчику в решении проблемы.

О том, какое значение имел поступок Степана для рассказчика, заставляет задуматься и анализ образа самого Степана. В предложении 10 подчеркивается «бессмысленный» взгляд двадцативосьмилетнего «дурачка». Автор выражает мысль о том, что Степан мало что понимал, поэтому проблемы рассказчика могли и не затронуть душу Степана, однако ему и без слов удалось понять, что ставший ему близким человеком рассказчик нуждался в помощи. Настоящей неожиданностью поступок Степана стал и по той причине, что он очень бережно относился к своим деньгам. Когда Александра Ивановна попросила своего сына показать «тэки», он стал издаваться «ворчливые, угрожающие» звуки, боясь, что его сбережения отнимут у него (предложения 36-40). То, что Степан отдал ему свои «тэки», которые он бережно копил и которые до этого даже не хотел показывать, помогает рассказчику убедиться в том, что на свете есть люди, которые готовы проявить милосердие и пожертвовать чем-то своим ради того, чтобы помочь другому человеку.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза, завершающая текст А.И. Куприна, подчеркивает значение любви к ближнему, милосердия и сострадания, которые помогают человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, идти дальше, несмотря ни на что.




Вариант 2 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится» - В.Д. Черняк
  • 9.3. В чем сила доброты? (по тексту А.И. Куприна)