13.2. «Неожиданное сочувствие блаженненького вдруг согрело и приласкало мое сердце, показало мне, что еще можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание» (по тексту А.И. Куприна)


В приведенном отрывке автор показывает, как оттаяло его сердце, когда к нему в самый тяжелый момент проявил сочувствие человек, неизлечимо больной от рождения. Юноша попал в безвыходную ситуацию: он с треском провалился на экзаменах, потратил все сбережения, был голоден и унижен. Мир, казалось, отвернулся от него, никто не мог помочь ему. Молодой человек совсем было потерял веру в добро, и не видел смысла жить дальше, когда вдруг, совершенно неожиданно, ему предложил помощь несчастный блаженный. Видя, как ради него Степан расстается с последним, что у него было, юноша чрезвычайно растрогался. Он вдруг понял, что в мире еще есть доброта и сострадание, что еще стоит жить, и его ситуация не самая ужасная.

В предложениях 51-60 автор признается, что дела на тот момент были крайне плохи: он не выдержал последний экзамен, и нужно было с позором ехать обратно домой, а денег осталось всего три копейки. Все его товарищи отговаривались пустотой в карманах, бедная Александра Ивановна сама только что заложила брошку. И тогда помощь пришла, откуда ее не ждали: больной с рождения Степан протянул юноше свои сбережения (предложение 70). Все всегда считали Степу совершенно невменяемым, глубоко больным человеком, для которого закрыта дорога в мир чувств обычных здоровых людей. Степан же доказал обратное: вопреки тяжелой болезни он смог проникнуться состраданием к человеку, который еще недавно спешил к нему в гости, чтобы как-то порадовать его и развлечь. Чувство благодарности подвигло Степана расстаться с дорогими ему «тэками», за которые он ранее стоял грудью.


В предложениях 73 говорится о том, что юноша заплакал, как маленький ребенок. Плакала и Александра Ивановна, тронутая осмысленным, добрым поступком своего сына, которого еще недавно считала безнадежно больным. Даже больной Степан, беспрестанно издававший всю жизнь бессмысленные звуки, наподобие урчания, стал изъясняться на своем языке как-то по- другому, более осмысленно и жалобно.

Успокоившись, молодой человек почувствовал невероятное облегчение от того, что мир, оказывается, вовсе не столь злобен и безнадежен, что всегда найдутся добрые люди, умеющие искренне сострадать (предложения 75, 76). Несостоявшийся студент переосмыслил собственную ситуацию, еще несколько часов назад казавшуюся ему ужасной и безвыходной. Теперь ему она показалась житейской, обычной, от проявления человеческого участия его сердце отогрелось и вновь обрело смысл жизни. Чужое сострадание послужило юноше хорошим уроком, дало мощный толчок для дальнейшего развития. В отличие от больного Степы, этот молодой человек был здоров и дееспособен, а значит, ему было бы стыдно вдвойне опускать руки и впадать в депрессию.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что сострадание является величайшим из чувств, способных возродить к жизни человека, попавшего в безвыходную ситуацию. Сострадание спасает человеческие души, топит лед непонимания, воскрешает сердца, в которых угас огонек жизни.




Вариант 7 - сочинения 13.1. и 13.3.:

  • 13.1. «Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится» – В.Д. Черняк (по тексту А.И. Куприна)
  • 13.3. Как проявляется сострадание? (по тексту А.И. Куприна)