13.2. «Никита промолчал. Подумал: «Голову сломаю, но научусь ездить лучше Мишки» (по тексту А.Н. Толстого)


В приведенном отрывке автор показывает, насколько Никита был тверд в своем намерении научиться ездить верхом на лошади, как он был вдохновлен его примером. Писатель подчеркивает, насколько сильно были развиты ценные личностные качества у мальчика: сила воли, терпение, упорство, смелость.

Так, например, в предложениях 15-17 описывается момент, когда Мишка, вцепившись в кобылу, «как клещ», лихо объездил, несмотря на ее сопротивление. Никита был заворожен ловкостью конюшонка, его смелостью. Этот пример невероятно его вдохновил, зародил в нем веру в то, что все может получиться, если этого как следует захотеть.

Вернулся Мишка весь в ушибах и ранах, но излучал гордость и чувство превосходства над своим приятелем, намекая на то, что он не сможет научиться ездить верхом, потому что в нем «много жиру» (предложение 18). Это обстоятельство весьма задело самолюбие Никиты, и он сразу же поставил себе цель опровергнуть несправедливые слова приятеля. Никита стал добиваться от родителей разрешения ездить на Клопике, всеми путями уговаривая плачущую мать (предложение 35). Очень помогли мальчику советы его учителя, Аркадия Ивановича, который сказал, что для того, чтобы добиться любой ели, необходимо три компонента: терпение, выдержка и твердость характера (предложение 36). Мальчишка сразу же запомнил это напутствие, и уже ни на шаг не отступал от него.


Автор показывает, насколько сильно были выражены ценные личностные качества в Никите: целеустремленность, терпение, гордость, смелость, сила воли. Мальчику, конечно же, было жалко рыдающую мать, но он продолжал добиваться через учителя и отца ее разрешения. Он не боялся того, что может упасть и на самом деле получить травмы, его не беспокоило то, что учиться, возможно, придется долго. Мальчик понимал, что тот же Мишка, прежде чем научился сходу прыгать на необъезженную лошадь, тоже много учился и получал ссадины и ушибы. Он был готов терпеть неудачи и работать на результат.

Как и следовало ожидать, терпение и упорство Никиты в скором времени были вознаграждены: через неделю тренировок он научился ездить верхом и получил одобрение приятеля Мишки, который начал учить его разным «лихацким штукам» – например, запрыгивать на лошадь с разбегу. От матушки он также, наконец, получил одобрение, ведь она поняла, что ее сын уже вырос и может самостоятельно кататься верхом. Все это произошло потому, что Никита повел себя как взрослый: он дал слово, и он его сдержал. Упорство, сила воли, отвага, терпение – качества, которые мальчик развивал и благодаря которым получил доверие и уважение.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что Никита дал себе обещание научиться кататься верхом не хуже конюшонка. Он обладал ценными личностными качествами, которые помогли ему достичь поставленной цели и заслужить одобрение со стороны окружающих людей. Трудолюбие, сила воли, упорство, смелость, вера в собственные силы позволили ему воплотить свою мечту в реальность.




Вариант 28 - сочинения 13.1. и 13.3.:

  • 13.1. «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того, чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в диалог» – «Литературная энциклопедия терминов и понятий» (по тексту А.Н. Толстого)
  • 13.3. Что может помочь человеку на пути к достижению к цели? (по тексту А.Н. Толстого)