13.1. «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того, чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в диалог» – «Литературная энциклопедия терминов и понятий» (по тексту А.Н. Толстого)


Как утверждает авторитетный источник – «Литературная энциклопедия терминов и понятий» – автор вносит в текст соответствующие оттенки, если заставляет своих героев говорить друг с другом. Это действительно так, ведь в диалогах раскрывается манера речи, мельчайшие нюансы, которые трудно передать с помощью косвенной речи.

В тексте Алексея Николаевича Толстого включено много диалогов: родителей Никиты, учителя с мальчиком, матери с сыном. Так, например, в предложении 18 через прямую речь автор очень ярко показывает чувство самодовольства Мишки и его желание возвыситься над своим собеседником. «Ты так не можешь, в тебе жиру много», – авторитетно заявляет он приятелю, чем ущемляет его самолюбие. «Голову сломаю, но научусь ездить лучше Мишки», – решает про себя Никита (предложение 20). После этих слов читатель обнаруживает в герое его честолюбие, решительность, целеустремленность и невольно испытывает к нему уважение.

В предложениях 22-31 разворачивается настоящая драматическая сцена. Мать мальчика спорит с его отцом, утверждая, что ребенку нельзя учиться кататься на лошади, потому что это очень опасно. Автор в мельчайших подробностях передает душевные терзания матери, ее переживания за сына; читатель обнаруживает, что мать слишком опекает Никиту, беспокоится по любому поводу. Отец же, наоборот, держится невозмутимо и сдержанно, потому что хочет вырастить из сына настоящего мужчину, а не «Слюнтяя Макароновича». Диалог отлично передает разницу в характерах и манере воспитания героев, их личностные качества.


В диалоге Никиты и учителя, Аркадия Ивановича, также видны оттенки чувств и манера поведения (предложения 34-36). Очевидно, что учитель находится на стороне мальчика и сочувствует ему, а мальчик, в свою очередь, доверяет учителю и очень его уважает. Он сразу же берет на вооружение ценный совет – в любой ситуации соблюдать терпение, выдержку и твердость характера.

В предложениях 40-45 показан эпизод, где мать обращается к Никите после того, как он уже доказал, что на него можно положиться: отчетливо ощущается ее примирение с ситуацией, притихшее беспокойство, признание правоты мужа. Она по-прежнему переживает, но уже без рыданий и держится не так категорично, говорит очередные наставления больше по привычке. Читатель понимает, что решение смириться к женщине пришло не сразу и далось ей нелегко, но она все же осознала свои ошибки. Предложение 46 напрямую передает чувство благодарности мальчика к матери, его нежность и любовь. Никите и в самом деле было жаль матушку и не хотелось ее беспокоить, но он не мог предать свою цель, не сдержать слово, которое он дал самому себе.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что диалоги и прямая речь отлично передают чувства героев, их поведение в ситуациях, а также помогают понять характеры персонажей. Диалоги лучше, чем косвенная речь передают манеру общения действующих лиц, их манеру поведения в обществе.




Вариант 28 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Никита промолчал. Подумал: «Голову сломаю, но научусь ездить лучше Мишки» (по тексту А.Н. Толстого)
  • 13.3. Что может помочь человеку на пути к достижению к цели? (по тексту А.Н. Толстого)