«Но он слова особенные знает, и умеет слушать других, и не лезет в душу, если тебе этого не хочется» (по тексту В.К. Железникова)


В тексте В.К. Железникова при раскрытии образа учителя литературы Федора Федоровича, получившего прозвище Эфэф, употребляется такая фраза: «Но он слова особенные знает, и умеет слушать других, и не лезет в душу, если тебе этого не хочется». В этих словах отражается авторская позиция относительно того, каким должен быть учитель. Учитель должен вызывать у ученика уважение. Уважение невозможно заслужить, если учитель не будет учитывать настроение школьников, их личные проблемы и трудности. Автор текста говорит о том, что учителю, чтобы добиться расположения детей, не нужно «лезть в душу», если ребенок не позволяет этого. Действительно, в какие-то моменты совершенно не хочется выслушивать наставления и советы, отвечать на многочисленные вопросы. Но бывают и такие состояния, когда ребенок нуждается в том, чтобы выговориться. По этой причине учитель должен уметь слушать, давая школьнику возможность высказать свою точку зрения или то, что у него находится на душе. Авторская позиция заключена в демократических отношениях между учеником и учителем, в отсутствии тоталитаризма.

Чтобы подтвердить высказанную точку зрения, можно обратиться к конкретным примерам из текста.


Когда рассказчик на вопрос учителя ответил, что живет на московском Арбате, Эфэф сказал, что этот дом знаком ему, так как он находится около пушкинского дома. Рассказчик отмечает, что он «как дурачок переспросил», про какого именно Пушкина идет речь. Многие другие учителя сразу бы упрекнули ученика в том, что он не знает, кто такой Пушкин и что он живет в соседнем от него доме. Однако Эфэф спокойно и без капли упрека сказал, что речь идет про «того самого, главного». Это указывает на то, что учитель общается с детьми на равным. Спокойные интонации и тон, а также то, что учитель использовал в своем обращении к рассказчику вежливые обращения (предложение 11), влияет на школьника положительно. По совету Эфэф мальчик действительно после школы приходит посмотреть на мемориальную доску. Такой подход к ученикам способствует тому, что они запоминают информацию, не напрягаясь.

В предложениях 29-30 говорится о том, что Федор Федорович на классных часах разрешал ученикам говорить все, что их душа хочет, даже различную чепуху. Это говорит о том, что Эфэф слушал своих учеников, которым необходимо было высказаться. За такое отношение к ученикам учителя уважали, ему доверяли. В предложениях 61-65 говорится о том, что рассказчик, по его мнению, подружился с Эфэф. Один раз учитель, «как настоящий друг», поддержал рассказчика и помог ему «в одной сложной истории», объяснив, «чего надо стесняться в жизни, а чего – нет». Наставления Эфэф оказали сильное воздействие на рассказчика, по его словам, слова учителя спасли его (предложение 65).

Таким образом, хороший учитель общается со своими учениками наравне, старается выслушать их, дать им советы, ответить на их вопросы, если это необходимо; если же ребенок не готов «выворачивать душу наизнанку», то хороший учитель и не будет этого делать.

С полным текстом В.К. Железникова можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «И хотя жажда примирения жила в нас, но она жила параллельно с чувством незаслуженной обиды, и, к сожалению, мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю» (по тексту М. Алексеева)
  • «Серый стоял, недоумённо глядя девочке вслед, и почему-то не хотелось ему больше выделять Лоскутикову ни за ум, ни за глаза её небесной радости…» (по тексту В.А. Бахревского)
  • «Дело в красоте» (по тексту В.Н. Крупина)
  • «Многое дал мне тот первый костер!» (по тексту О.Д. Трушина)