13.2. «Ну вот, смотри на портрет самого дурного товарища, – говорил он, подставляя зеркало к моему лицу. Его нужно бояться больше всего, особенно если не хватает характера удержаться от чего-нибудь» (по тексту Мамина-Сибиряка)


В приведенном отрывке автор показывает, насколько был мудр отец подростка Коли: он, в отличие от тетушки, не стал избавлять его от ответственности за свои поступки. Отцу хотелось вырастить из сына настоящего мужчину, а не маменькиного мальчика, привыкшего сваливать собственную вину на плечи других людей. По словам отца Коли, каждый человек сам себе «дурной» товарищ, поскольку именно от него зависит окончательное решение.

Как следует из текста, Николай сам с удовольствием пошел кататься по осеннему льду, никто его не тащил туда за шиворот, не воздействовал ни угрозами, ни уговорами. Он, как и все, живо интересовался тем, когда подмерзнет река, искал способы решения прокатиться, пока их не «застукала» полиция (предложения 1-9). Мальчишки совместно бросали кирпичи, палки и камни для того, чтобы лед опробовать (предложения 9-11). Все вместе радовались и кричали, прыгали, «как дикари», и нисколько не задумывались об огромном риске.


Когда случилась беда, и мальчиков чудом спасли, Колина тетушка восприняла ситуацию по-своему. Она привыкла баловать своего племянника, видеть в нем прежнего маленького мальчика, которым он был несколько лет назад. Тетушка не хотела верить в то, что ее любимый мальчик ничуть не лучше остальных сорванцов, а потому сразу же утвердилась во мнении, что Колю «затащили» на лед «дурные товарищи». Все зло она видела в других «негодных мальчишках», оказывающих плохое влияние на ее бедного мальчика (предложения 45-47). Кроме того, тетя, по-видимому, любила многое додумывать: ей очень льстило представлять, насколько она дальновидна. «Я знаю, это они затащили тебя на лед!» – заявляет она безапелляционно, отклоняя все попытки племянника как-то объяснить ситуацию (предложение 47).

Несмотря на то, что тетушка в красках описала историю Колиному отцу, осыпая обвинениями его друзей, отец Николая был уверен в том, что его сын сам во всем виноват. Он не стал выгораживать своего отпрыска, а настаивал на том, что тот должен нести ответственность за свои поступки самостоятельно. Отец поднес зеркало к лицу сына с предложением посмотреть в него и увидеть «самого дурного товарища», намекая на то, каждый человек является источником собственных несчастий (предложения 56-57). Сын понял, что отец не собирается его жалеть и оправдывать, и согласился, что такая позиция вполне разумна. Если б он не захотел, то не очутился бы на льду и не упал бы в воду: следовательно, во всем ему нужно винить только себя. Мальчик, конечно же, усвоил урок из этой неприятной ситуации, и наверняка впредь будет нести ответственность за свои поступки.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что отец требовал от сына, чтобы тот нес ответственность за собственные действия, он был уверен в том, что каждый человек является кузнецом своего счастья. Мужчина не хотел баловать сына, потому что это портит ребенка и делает его слабым, безвольным. Отец отличался мудростью, дальновидностью и умел трезво рассуждать, отбросив ненужные эмоции.




Вариант 32 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.1. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка» - Югов (по тексту Мамина-Сибиряка)
  • 13.3. Что значит уметь нести ответственность за свои поступки? (по тексту Мамина-Сибиряка)