13.1. «Придание образности словам постоянно совершенствуется посредством эпитетов» - А.А. Зеленецкий (по тексту Л.Н. Толстого)


Как утверждает известный лингвист Александр Александрович Зеленецкий, придание образности словам постоянно совершенствуется посредством эпитетов. С его словами нельзя не согласиться: эпитеты описывают предмет со всех сторон, ярко и образно, воспроизводят исчерпывающую картину в читательском восприятии.

В тексте великого русского писателя Льва Николаевича Толстого используется много эпитетов, придающих яркость и образность обычным словам. Так, например, в предложении 4, описывая цветочный луг, автор употребляет эпитеты «красные», «белые», «розовые», «душистые», «пушистые», «наглые», «молочно-белые», «ярко-желтой», «прелым», «пряным», «лиловые», «тюльпановидные», «аккуратные», «ярко-синие», «нежные», «вянущие». Эти слова погружают читателя в чудесную атмосферу самого разгара лета, создают прекрасное настроение, умиротворяют разнообразными красками природы.

Читатель наяву представляет солнечный день, хорошую погоду, пряный, сладкий запах луговых трав, ласковый ветерок и чистое лазурное небо. Он понимает желание писателя собрать букет из красивых ярких полевых цветов, чтобы принести его домой и наслаждаться их чудесным ароматом.


Описывая куст раздавленного татарника, автор также употребляет много эпитетов: «отрубленная», «красные», «черные», «грязным», «вымазанный» (предложения 21, 24). Эти слова ярко и образно характеризуют мощь колючего куста, его природную силу и стойкость. Благодаря эпитетам, читатель по-иному смотрит на привычный сорняк, по-другому оценивает его природные свойства. Теперь в его восприятии татарник – не обычное надоедливое растение, которое необходимо уничтожить, а могучий стойкий борец, поражающий силой жизни и выносливостью.

Читатель осознает, что этот цветок – живой, он тоже создание Творца, хочет жить, и достоин жизни. Он, как человек, имеет свои органы и части тела, и лишить цветок их полностью или частично практически равносильно тому, чтобы убить или покалечить человека. Человек начинает задумываться: а нужно ли уничтожать миллионы трав, делая это лишь потому, что они, по его мнению, слишком неприглядны и бесполезны? Стоит ли, восхищаясь цветами на лесной полянке, срывать их и нести домой, ведь они вскоре завянут и будут безжалостно выброшены? Человек силен, он – победитель по природе, но все-таки подчинить природу полностью ему не удается. Даже татарник, сорное растение, как умеет, пытается ему противостоять, бороться за безусловное право иметь место под солнцем. Человеку стоит поучиться стойкости у других природных созданий, сменить варварское, потребительское отношение к природе на более разумное и бережное.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что эпитеты действительно придают яркость и образность словам, воспроизводят в сознании читателя исчерпывающую, достоверную картину. Эпитеты помогают на многие вещи взглянуть по-философски, по-иному оценить привычные предметы действительности.




Вариант 34 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Экая энергия! – подумал я. – Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается» (по тексту Л.Н. Толстого)
  • 13.3. Почему важно быть стойким? (по тексту Л.Н. Толстого)