13.2. «Прихожу к вечеру усталый, голодный, но мне кажется, что за день я вырос, узнал что-то новое, стал сильнее» (по тексту Горького)


В приведенном отрывке автор показывает, как наблюдательность помогала маленькому мальчику познавать новое и приобретать бесценный опыт, она вела его по дороге знаний во взрослый мир.

В предложениях 8-23 автор в подробностях рассказывает о том, как ведут себя птицы во время их поимки: так, например, поведение синиц очень отличается от поведения снегирей или поползней. Синички любопытны, и это их губит, хотя, бесспорно, проворны и умны. Снегири не блещут умом, но надутые и важные. Когда одного из них поймаешь, следом целая толпа идет в силок, чтобы посмотреть, что случилось. И даже после ловли они все еще не могут понять, что же все-таки произошло, лишь удивленно хлопают глазами. Клесты важные, солидные, неторопливые и спокойные, поползни не сразу идут в силок, а как бы раздумывают. Семенят они по стволу коротенькими ножками, опираясь на толстый хвост. Поползни как сороки, любят все, что плохо лежит и что привлекает внимание. Сведений мальчика о повадках птиц, наверное, хватило б на целую книгу, ведь каждый день, наблюдая за пернатыми, он постигал что-то новое и интересное.


В предложениях 3-9 автор делится впечатлениями, связанными с красотой природы: он любил наблюдать за лесом во время рассвета, когда шел ловить рыбу. Его восхищала необыкновенная тишина, лес создавал ощущение сонного царства, он, казалось, застыл, как заколдованный. Сквозь сероватый сумрак простирались бескрайние луга, которые, уходя вдаль, словно рассеивались; Волга как будто бы изрезала зеленый травяной массив. Далеко за лесами всходило солнце, освещая черную гриву макушек деревьев. Постепенно начинается движение, лес оживает, восстает от дремы. Туман отступает и серебрит солнечные лучи, луга, стога сена, деревья как будто бы тают на солнце и разливаются огненной рекой. Теперь солнце светит в полную силу и как бы благословляет все живое: снова рождается новый мир, полный прелести, таинственный и прекрасный. В предложениях 13-15 автор показывает, сколько всего может увидеть человек внимательный и чуткий: иней утреннего заморозка напоминал дорогую парчу, а пожухлая осенняя трава с помощью согревавших ее лучей делала «последнее усилие к жизни». Лесные обитатели наполнили гомоном пространство: здесь были и серые московки, «пуховыми шариками» падающие на ветки, и «огненные клесты», и белые аполлоновки. Их «бисерные глазки» смотрели на силки недоверчиво, подозрительно. Таким образом, наблюдательность мальчика помогла ему увидеть в обычном природном явлении нечто сказочное, загадочное, необыкновенное. Лес для него был целым миром со своими законами, условностями, тайнами.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что наблюдательность – весьма ценное качество человека, которое ему помогает постигать тайны окружающего мира, ежедневно пополнять копилку своего опыта новыми впечатлениями. Наблюдательный человек редко скучает, потому что он всегда занят созерцанием того, что находится вокруг него.




Вариант 13 - сочинения 13.1. и 13.3.:

  • 13.1. «Качественные имена прилагательные по значению являются прямыми наименованиями признаков предмета» – Е.М. Галкина-Федорук (по тексту Горького)
  • 13.3. Что открывает мир наблюдательному человеку? (по тексту Горького)