Проблема неприятия человека обществом (По Н.С. Лескову)


Н.С. Лесков поднимает проблему неприятия человека обществом.

Она раскрывается через ситуацию из жизни рассказчика. Однажды семье рассказчика пришлось ночевать в доме Селивана – человека, которого окружающие люди называли «колдуном и разбойником». Члены семейства рассказчика были убеждены, что Селиван захочет убить их, чтобы взять деньги и вещи. Уже дома тетушка заметила пропажу шкатулки. Исправник тотчас же собрался ехать к Селивану, боясь того, что он уже сбежал. Однако не успел исправник выйти во двор, как в комнату вошел сам Селиван. Он тяжело дышал, так как все это время пытался догнать своих гостей, чтобы отдать оставленную шкатулку. Рассказчик задается вопросом, как такой хороший и приятный человек с «прекрасным, добрым лицом» представлялся в глазах окружающих настоящим пугалом, колдуном и злодеем.

Авторскую позицию можно сформулировать так: часто общество не принимает людей с действительно чистой душой, так как окружающие, подчиняясь людским слухам, не желают взглянуть на человека правдивым и справедливым взглядом.

С данной точкой зрения можно согласиться. Часто люди слушают окружающих людей и судят по другому человеку в соответствии со слухами о нем.


Поднятая проблема находит отражение во многих художественных произведениях русской и зарубежной литературы.

В написанном И.С. Тургеневым рассказе «Бирюк» раскрывается образ человека по прозвищу Бирюк. Данное прозвище герою было дано за то, что он был нелюдимым человеком. Окружающие люди не любили Бирюка, так как он никому не давал спуску. Они сравнивали героя с бесом, который был настолько силен и ловок, что убежать от него было почти невозможно. Окружающие люди не любили лесника, потому что его ничем нельзя было подкупить. В повествовании отмечается, что многие хотели его «сжить со свету». Рассказчик, который становится свидетелем того, как Бирюк отпускает срубившего дерево мужика, видит, что человек, которого все страшатся и недолюбливают, оказывается добрым, жалостливым и милосердным человеком, способным понять чужие проблемы.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» всему обществу противопоставлен Чацкий. Прибыв на Родину, он начинает упрекать окружающих людей в бездушии. Фамусовское общество, привыкшее к тому, чтобы судить человека по его чинам и положению в обществе, не способно воспринимать Чацкого как хорошего человека. Люди, подобные Фамусову, не желают увидеть достоинства Чацкого, который стремится улучшить социальные нравы и повести Россию по новому пути. Фамусовское общество находится в полном конфликте с Чацким и пытается увидеть лишь его недостатки. Люди не способны заметить его образованность и ум, его искреннюю любовь к Родине и жителям страны. В финале произведения А.С. Грибоедов демонстрирует, что главный герой оказывается не принятым и отвергнутым обществом. И причина этого кроется в нежелании общества справедливо оценить Чацкого, ведь он ставит под сомнение все принципы представителей фамусовского общества.

Таким образом, добрые и искренние люди часто не принимаются обществом, так как оно не желает увидеть достоинства этих людей.

С полным текстом Н.С. Лескова можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема безграмотного воспитания, обучения (По А.П. Чехову)
  • Проблема влияния деревенского уклада на душу и судьбу человека (По В.Г. Распутину)
  • Проблема излишеств и рационального аскетизма в быту (По Б.Л. Васильеву)
  • Проблема взаимосвязи между художником и зрителем (По Л.Н. Волынскому)