Проблема влияния знания поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки на творчество прозаика (По К.Г. Паустовскому)
К.Г. Паустовский поднимает проблему влияния знания смежных областей искусства на творчество прозаика.
Писатель говорит о том, что знание прозаиком поэзии, живописи, музыки, скульптуры и архитектуры расширяет кругозор и придает прозаическим произведениям особую выразительность. Эти области искусства, по мнению автора, являются богатством, «дополнительными цветами» прозы. Без этой связи прозы с другими областями искусства, по наблюдениям К.Г. Паустовского, произведение лишено красок и света, оно стерто и бесцветно. Автор убежден: «Писатель не может пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира». К.Г. Паустовский, только спустя время познавший эту истину, с сожалением восклицает: «Сколько бы я мог увидеть за прошлые годы превосходных вещей!».
Мнение К.Г. Паустовского ясно: только благодаря связи прозы с другими областями искусства произведение наполняется свежестью, светом и красками, ритмом и мелодичностью, выпуклостью и ясностью линий, соразмерностью.
С авторской позицией невозможно не согласиться. Проза должна совмещаться со смежными областями. Только в этом случае художественное произведение будет наполнено настоящей жизнью. Этой мысли посвящены многие художественные произведения отечественных и зарубежных писателей.
В известном романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» главный герой Мастер противопоставляется представителям литературного кружка МАССОЛИТа. Связано это с тем, что члены МАССОЛИТа не имеют знаний в других областях искусства, следовательно, у них узкий кругозор, и они не могут изобразить реальную действительность правдиво и интересно. Мастер же имеет историческое образование. Кроме того, он знает пять иностранных языков и раньше занимался переводами. Благодаря знаниям в других сферах Мастеру удалось написать действительно значимую вещь: роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Произведение Мастера является примером настоящего искусства.
О взаимосвязи областей искусства говорит и творческий метод А. Грина: «Предмет искусства – главный: скульптуры души…». Как видно, проза А. Грина сливается воедино со скульптурой и архитектурой. Роман «Бегущая по волнам», о котором поговорим далее, стал олицетворением творческого метода А. Грина. Здесь жизнь воспроизводится динамично, особую роль в повествовании играет движение. В романе наблюдаются элементы скульптуры, которые передают жесты, внутреннюю силу и чувства со всеми их изменениями. Помимо этого, в романе «Бегущая по волнам» наблюдается связь прозы с музыкой: произведение отличается мелодичностью. Звуковые детали занимают особое место, выполняя функцию раскрытия внутреннего мира персонажей. В гриновском произведении наблюдается и связь прозы с живописью: особое внимание уделяется образам цвета и света.
Подводя итоги ко всему вышесказанному, стоит отметить, что прозаическое произведение становится наиболее ярким, интересным и правдивым, если его создатель имеет знания в смежных областях.
С полным текстом К.Г. Паустовского можно ознакомиться по ссылке.