9.1. «Пунктуация обладает широчайшими возможностями для передачи смысловых и интонационных тонкостей» - Н.С. Валгина


С высказыванием Н.С. Валгиной, гласящим, что пунктуация помогает передать смысловые и интонационные особенности высказывания, невозможно не согласиться.

Действительно, знаки препинания выполняют в письменной речи важные функции. Если в устной речи автор высказывания выражает оттенки значения и свою оценку к сказанному благодаря интонации, то на письме интонацию выразить помогают знаки препинания. Использование того или иного пунктуационного знака связано не только с грамматической стороной языка, но и со смысловой. Одними словами передать смысл всего высказывания сложно, поэтому на помощь приходят знаки препинания. Многие знаки препинания способствуют выражению определенного смысла, внося в высказывание дополнительные оттенки значения.

Для доказательства высказанной точки зрения можно обратиться к тексту К.И. Чуковского.


Предложения 8-11 построены по одинаковой схеме: «Дерну раз – запятая. Два – восклицательный. Три – вопросительный. Четыре – двоеточие». Использование такого знака препинания, как тире, связано с тем, что рассказчик хотел сократить свое высказывание. Он мог сказать так: «Когда я дерну ногой один раз, то это будет означать, что нужно ставить запятую» и так далее. Однако такие высказывания слишком обширны и распространены. Те, кто слушал рассказчика, понимали бы смысл фразы намного дольше. Использование тире сокращает количество средств, что приводит к быстрому пониманию смысла высказывания. Использованная в приведенных предложениях пунктуация помогает выразить действия как инструкцию, план, по которому нужно было действовать одноклассникам. Кроме того, тире помогает выразить интонационные особенности. Когда рассказчик устно произносит данную фразу, на место тире у него есть пауза, которая помогает акцентировать внимание на том, что обозначает количество ударов ногой.

Предложение 27 выглядит следующим образом: «Диктовка была такая (я запомнил ее от слова до слова)». Использованные скобки вмещают в себя вставную конструкцию. Они выражают дополнительную информацию. Рассказчик не только указывает на то, что было в диктанте, но и говорит о том, что запомнил этот диктант надолго. Связано это с тем, что для рассказчика данный диктант был необычным, так как он использовал собственное «изобретение», которое помогало передать своим одноклассникам сигналы, каждый из которых обозначал то, какой знак препинания нужно поставить в тексте. Но запомнил рассказчик данный диктант также потому, что после него одноклассники, который поставили знаки не там, избили рассказчика до такой степени, что у него болели ребра. Диктант запомнился рассказчику еще и потому, что герой понял, что не всегда стремление оказать помощь приносит этим людям положительные результаты. Диктант связан со многими жизненными уроками, полученными рассказчиком.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в письменной речи особое место занимают пунктуационные знаки, потому как они передают и интонационные особенности, и дополнительные оттенки значения.

С полным текстом К.И. Чуковского можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 12 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Я без устали передавал свои сигналы товарищам» (по тексту К.И. Чуковского)
  • 9.3. «Когда помощь становится неуместной?» (по тексту К.И. Чуковского)