13.1. «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи» – И.В. Артюшков (по тексту К.А. Коровина)


Известный русский лингвист Игорь Викторович Артюшков сказал, что «сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи». С его словами невозможно не согласиться: действительно, диалог всегда подразумевает большее количество вопросительных предложений, направленных на поиск информации.

В тексте русского живописца, талантливого театрального художника, педагога и писателя, Константина Алексеевича Коровина используется значительное количество вопросительных предложений в диалогах с целью получения информации. Так, например, в предложении 14 незнакомая женщина, наблюдая за одиноко гуляющими детьми, остановила их и задала им вопрос, почему они одни гуляют по улицам города. Эта женщина понимала, что вряд ли маленьких детей кто-то отпустил на улицу одних, скорее всего, они заблудились или ушли своевольно. Она, видимо, была обеспокоена сложившейся ситуацией и в случае чего хотела помочь ребятам. Получив нужную информацию и убедившись, что дети ушли из дому без разрешения, женщина их забрала к себе, накормила, а потом поспешила их возвратить к родным с помощью полиции.


В предложении 33 отец мальчика поинтересовался, видел ли тот мыс Доброй Надежды. Разумеется, отец и так знал, что Костя ничего не видел, но его интересовал ответ мальчика. Возможно, он ожидал раскаяние, заверения в том, что подобное больше никогда не повторится. Однако, решительный мальчик смело ответил, что видел, правда, пока туда не дошел, потому что это за рекой (предложения 34-36). Таким образом, на свой вопрос отец косвенно получил информацию: сын не слишком раскаивается в сделанном и не оставил свою мечту. Очень может быть, он отправится на поиски мыса Доброй Надежды снова, поэтому с ним нужно быть начеку.

В предложениях 65-67 мать мальчика, утомленная тем, как ее сын не перестает «бредить» мысом Доброй Надежды, в отчаянии задает мужу несколько вопросов. Она желает узнать, видит ли он, что ребенок буквально помешан на своей мечте и не перестанет грезить мысом. Знает ли он, где находится этот мыс? В вопросах матери чувствуется собственное бессилие, недоумение, как можно столько времени сосредоточивать свое внимание на одном и том же. Цель этих вопросов – разузнать, переживает ли ее муж так же сильно, как она, наблюдая за тщетными попытками мальчишки. Женщина пытается отыскать ответ, как вытеснить навязчивые мысли подростка, чем его занять, чтобы он оставил свои надежды и занялся чем-то более полезным и нужным. Она боится, что однажды такие «путешествия» не окончатся добром, сын ее попадет в беду или сойдет с ума.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что вопросительные предложения употребляются в диалоге, они необходимы для сбора информации. Диалоги построены, в основном, на вопросительных предложениях, поскольку их цель – получить те или иные сведения.




Вариант 10 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Ты разве не видишь, что он ищет мыс Доброй Надежды? Ты разве не видишь, что он всегда будет искать этот мыс? Только где мыс этот?» (по тексту К.А. Коровина)
  • 13.3. Как мечта человека помогает понять его характер? (по тексту К.А. Коровина)