Сочинение о духовной культуре и бездуховности (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)


Д.С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» поднимал проблему духовной культуры и бездуховности.

В двадцать четвертом письме «Будем счастливыми» говорится о том, что под духовной культурой понимаются все те вещи, которые «сделаны с душой», «идут от души», «нужны для души». Несмотря на материальность вещей, они «стали частью нашей духовной культуры».

В сорок первом письме «Память культуры» говорится о том, что культурное обогащение человека заключается в его жизни в тех местах, где жили и творили великие поэты и прозаики, критики и философы. Автор высказывает мысль о том, что впечатления прошлого учат человека нести ответственность как перед людьми прошлого, так и перед людьми будущего. Здесь прослеживается тесная связь поколений. Д.С. Лихачев выражает мысль о необходимости сохранения культурной среды, поскольку она нужна для духовной и нравственной жизни человека.


В двадцать четвертом письме «Будем счастливыми» говорится о воздействии духовной культуры на жизнь человека: с ее помощью жизнь человека становится счастливее и интереснее, она приобретает смысл. Д.С. Лихачев утверждает, что духовная культура помогает в развитии положительных нравственных качеств: иметь привязанности, способность к «глубокой» и «серьезной» любви, умение жертвовать собой.

В этом же письме раскрывается понятие бездуховности. Человек, который относится к окружающему миру чисто формально, не обладает духовной культурой. Такой человек ничего не чувствует, он не обладает способностью к любви и самопожертвованию, у него нет никаких нравственных ценностей. По мнению автора, их жизнь несчастна и скучна, а сами люди похожи на механизмы.

В двенадцатом письме «Человек должен быть интеллигентен» утверждается, что для долгих лет жизни следует заниматься тренировкой не только физических, но и духовных и душевных сил. Д.С. Лихачев признается, что он не является врачом, однако его жизненный опыт заставил его убедиться в том, что к физической слабости приводит душевная. Примеры душевной слабости автор приводит следующие: толкающийся в полном автобусе человек, поведение которого говорит о слабости, нервозности, измотанности и неправильной реакции на окружающий мир; ссорящийся с соседями человек, поведение которого говорит о том, что он душевно глух, что он не умеет жить; непонимающий эстетику человек, который отличается несчастной жизнью; не способный понять другого человек, который «обедняет свою жизнь и мешает жить другим».

Проблема духовной культуры в двенадцатом письме тесно связана с проблемой интеллигентности. Интеллигентным человеком можно назвать того, кто уважительно относится к культуре прошлого, кто способен понять другого, встать на его место, оценить его по достоинству и др. Автор «Писем о добром и прекрасном» выражает собственное мнение о том, что обладать интеллигентностью – это долг перед другими людьми и перед собой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение о телевизоре и книге (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о счастье (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение об учении (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о русском характере (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)