13.1. «Сравнение следует использовать в тех случаях, когда образность способствует лучшему выражению мыслей» – Е.А. Бахмутова (по тексту Л.А. Чарской)


Известный русский современный лингвист Елена Александровна Бахмутова считает, что «сравнение следует использовать в тех случаях, когда образность способствует лучшему выражению мыслей». С ее словами невозможно не согласиться: действительно, сравнение создает красочный, емкий образ, помогающий читателю лучше понять состояние героев и окружающую обстановку.

В тексте русской детской писательницы и актрисы Лидии Алексеевны Чарской сравнение детально воспроизводит состояние героини, описывает ситуацию, в которую она попала. В предложении 46 сравнение «как гром небесный» помогает понять, в какой леденящий душу ужас поверг голос строгого преподавателя гимназистку, не выучившую урок: для нее сейчас услышать свою фамилию было наподобие каре небесной. Она поленилась накануне и не выучила урок, а теперь последовала страшная расплата. Голос строгого Сомова воздействовал на несчастную, как оглушительный раскат грома, грозящий ее сразить насмерть. Также в этом же предложении используется творительный сравнения: слова преподавателя истории «оглушительным молотом» ударили по Наташе. Она, казалось, была оглушена, пребывала в шоке и ватными ногами продвигалась к доске неуклюжей походкой.


В предложении 59 используется сравнительный оборот с союзом «как будто»: неопределенная улыбка Сомова была хищной, презрительной, едкой. Проницательный преподаватель хорошо понимал, почему девочка не спешит к доске, он вычислил ее состояние в этот момент и внутренне торжествовал. Его внешность как бы говорила, что данная ситуация послужит несчастной уроком и впредь она, помня унижение и позор, будет учить его предмет.

В предложении 68 сравнение «смутно, как сон», показывает психологическое состояние Наташи: девочка все еще находилась в глубоко стрессовом расположении духа. Она настолько была погружена в свои мрачные ощущения, что не замечала, как ее пытаются утешить. Отчаяние поглотило все ее существо, все остальное казалось мелким и не стоящим внимания. Гимназистка пыталась совладать с собой, выдавливая жалкую улыбку. В предложении 69 сравнение «как лютый зверь» показывает, как Наташу вновь и вновь одолевали приступы отчаяния. Они терзали ее душу на части, острой болью пронизывали всю ее до кончиков волос. Метафора «темная, злая, ненастная осенняя ночь» в предложении 70 также является одним из вариантов сравнения: после публичного позора героиня убедилась в том, что мир несправедлив и жесток. Бороться с ним, что-то делать явно бессмысленно, ведь он всегда найдет, как украдкой уколоть еще больнее.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что сравнение является превосходным изобразительно-выразительным средством, потому что воспроизводит в деталях сложившуюся ситуацию и состояние героев. Сравнение воссоздает красочный, яркий, психологически убедительный образ, помогая читателю понять глубину мыслей и оттенков чувств другого человека.




Вариант 9 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «В душе не оставалось ни одного светлого пятнышка, точно в ней твердо и прочно поселилась темная, злая, ненавистная осенняя ночь» (по тексту Л.А. Чарской)
  • 13.3. «Что влияет на ваш внутренний мир?» (по тексту Л.А. Чарской)