13.2. «В душе не оставалось ни одного светлого пятнышка, точно в ней твердо и прочно поселилась темная, злая, ненавистная осенняя ночь» (по тексту Л.А. Чарской)


В приведенном отрывке автор показывает, как внутренний мир главной героини с каждым разом все более усугубляет ситуацию. После того, как Наташа Дернова, не выучив накануне урок по истории, получила единицу, ее внутреннее состояние, наполненное раздражением и злобой, еще более погрузилось во мрак, жизнь окончательно померкла, потеряла краски.

В предложениях 12-14 автор показывает, что Наташа просыпается злой и недовольной: ее раздражает улыбчивая, приветливая горничная Анюта с добрым, бодрым голосом. Девушка, по-видимому, охвачена чувством зависти: ее горничная практически одного возраста с ней, выглядит превосходно. Белый чепчик и тонкая талия особенно вызывают раздражение, потому что именно это придает особенное очарование Анюте. Наташа же на ее фоне выглядит весьма непривлекательно: надутые губы, сердитый, тревожно-недовольный взгляд (предложение 13). Вдруг со дна души героини поднимается «что-то смутное и неприязненное», и она бранит служанку за то, что та ее разбудила слишком поздно. Видимо, Анюта уже привыкла к выходкам своей госпожи, потому что держится непробиваемо и сохраняет ровное расположение духа (предложение 20). Внутренний мир героини наполнен мраком и пустотой: она привыкла во всем винить других за свою же безответственность. Накануне она не выучила урок, потому что легкомысленно отнеслась к подготовке домашнего задания, а теперь все более раздражалась, обвиняя горничную за то, что та дала ей поспать лишние четверть часа.


Волна раздражения разрастается, и Наташа едет в гимназию в еще более удрученном настроении. Она предчувствует, что сегодня вызовут именно ее, несмотря на отчаянные попытки остаться незамеченной (предложения 43-44). Как и ожидалось, строгий сухощавый преподаватель произнес фамилию несчастной, публично браня гимназистку за нерасторопность и несообразительность. Внутренний мир Наташи, наполненный негативом, привлекал одну неприятность за другой, и она все более убеждалась в жестокости и бессмысленности внешнего мира. Когда она, красная от стыда и пережитого унижения, получила единицу, то ее состояние полностью погрузилось во мрак и безысходность (предложение 70). Все попытки девочек утешить ее не имели успеха, потому что в душе героини не было ничего такого, что бы отозвалось на доброту. Ей было невдомек, что главной причиной всех ее бед было ее внутреннее наполнение, привычка обвинять во всем других и потакать слабостям своего дурного характера.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что от внутреннего мира человека зависит то, какой будет его реальная жизнь. Зависть, злоба, раздражение, лень, безответственность провоцируют негативные ситуации, тогда как доброта, открытость, искренность, привычка работать над собой ведут человека к успеху и процветанию. Важно с молодых лет приучать себя к порядку, мыслить позитивно, лелеять ростки доброты в душе. Злоба разрушает человека, погружая его в мир хаоса и пустоты.




Вариант 9 - сочинения 13.1. и 13.3.:

  • 13.1. «Сравнение следует использовать в тех случаях, когда образность способствует лучшему выражению мыслей» – Е.А. Бахмутова (по тексту Л.А. Чарской)
  • 13.3. «Что влияет на ваш внутренний мир?» (по тексту Л.А. Чарской)