13.1. «То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным» - Максим Анисимович Кронгауз (по тексту К.Г. Паустовского)


Как утверждает известный современный лингвист Максим Анисимович Кронгауз, то, как человек говорит, рисует его словесный портрет. Речь человека всегда воздействует на его образ: красивые слова делают образ привлекательным, а злые – нет. С этим нельзя не согласиться: грубые слова действуют отталкивающе, даже если внешне человек красив.

В тексте Константина Георгиевича Паустовского есть примеры как хороших, так и некрасивых слов. В эпизоде, описывающих отношение соседей Грина к его собаке, используются речевые элементы «дурак», «нет никакого соображения» (предложение 15). Читатель без труда понимает, насколько эти люди были глупы, бездушны, бестактны и завистливы: им было невыносимо видеть, как обычная дворняга пользуется любовью состоятельного и известного хозяина. Их рассуждения примерно сводились к тому, что это – обычная дворовая собака, которая априори не может быть умной; они спешили опорочить любимого питомца в глазах хозяина, чтобы тот, воспользовавшись «умными» советами, выбросил дворняжку вон. Эти люди воспроизводили те слова, которые аналогичны их сути: они не могли увидеть в собаке хороших качеств, потому что не были способны видеть это хорошее. Грубость, бестактность – основные качества этих людей, все это выражается в их речи и действует отталкивающе.


Речь, принадлежащая писателю Александру Грину, весьма красива, добра и отражает его интеллигентную суть. К четвероногому питомцу он обращается «дружище» – ласково и просто, как к своему самому надежному старому товарищу (предложение 9). Когда докучливые соседи надоели Александру Грину со своими нападками, он не стал опускаться на их уровень, выговаривая бранные слова, а всего лишь жестко и холодно заметил, что он придерживается другого мнения (предложение 17). Тон писателя был подчеркнуто спокоен и отстранен – это говорило о том, что он не потерпит вмешательства в свою жизнь со стороны посторонних наблюдателей. Александр Грин отстаивал права собаки как равноправного разумного живого существа, называя ее умной и вежливой (предложение 17). Перед читателем возникает образ скромного писателя-интеллигента, не имеющего ничего общего с людьми, транслирующими злость, зависть, ехидство. Однако, это вовсе не безответный тихоня, это – обладатель решительного, смелого, твердого, волевого характера. Этот человек знает цену верности, умеет дружить, способен защитить слабого, отстоять свои границы. Его внутренние качества отражает речь, в которой нет места брани, грубым словам и дерзости.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что речь всегда отражает истинную суть человека. Коверканная, ломаная речь с бранными словами рисует непривлекательный образ, а красивые слова говорят об интеллигентности, тактичности и вежливости. Чем наполнен человек, то и выливается через его слова: именно поэтому можно прислушаться к человеку и без труда определить его характер и образ жизни.




Вариант 31 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Любите собак. Не давайте их никому в обиду. Они ответят вам троекратной любовью» (по тексту К.Г. Паустовского)
  • 13.3. Как нужно относиться к животным? (по тексту К.Г. Паустовского)