13.1. «В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления ее выразительности» И.Б. Голуб (по тексту К.Г. Паустовского)


Современный лингвист Ирина Борисовна Голуб отмечает, что «в художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления ее выразительности». С ее словами невозможно не согласиться: однородные члены предложения уточняют высказывание, воспроизводят в речи акцент, делая ее более выразительной и понятной.

В тексте Константина Георгиевича Паустовского используется много предложений с однородными членами. Так, например, в предложении 3 в качестве однородных членов выступают слова «ящик», «веер», «мельница», «книга», «пачка (картинок)», которые показывают, как было много разнообразных старинных вещей на чердаке старого дома. Вещи были интересными и необычными, сразу же привлекали внимание, источая загадочный дух старины. Читатель невольно заинтересовывается историей, которую рассказывает автор, ему хочется узнать, что случится дальше.


Описывая старинную музыкальную шкатулку, писатель использует слова «стрекоза», «бабочка», «жук» (предложение 10). Эти однородные члены помогают как можно подробнее описать загадочную вещицу, показать мастерство шотландского умельца. Шкатулка была весьма красива и изящна, поэтому герой сразу оценил талант мастера Гавельстона. Вещь настолько ему понравилась, что он захотел представить себе того, кто ее создал и дальше уже в подробностях смаковал свои фантазии. Шотландец в воображении автора был в «клетчатом жилете и кожаном фартуке», как и подобает ремесленнику тех мест, где была создана шкатулка (предложение 15). Пожилого человека дополнял аккуратный, привлекательный внешний вид, поскольку такой умелец, по мнению писателя, не мог выглядеть грязно и неопрятно. Описывая процесс работы, автор использует однородные члены «разговаривал», «рассказывал» (предложение 17). Шотландец ласково разговаривал с инструментами, искренне желал выполнить свою работу как можно лучше.

Тем самым автор рисует картину кропотливого труда хорошего мастера, любящего свое дело.

Также писатель искренне надеется на то, что читателя вдохновит его рассказ. Он использует однородные члены «ящика», «капель», «звон», «ворчанье», «кашель» (предложение 32). Эти слова рождают в читательском сознании уютную, добрую, гармоничную атмосферу, напитывают аурой любви и доброты. Наверняка многим захочется последовать примеру вымышленной личности пожилого шотландца и превратить свой уголок в оазис гармонии и уюта. Счастье в простых вещах, человек сам создает свой мир таким, каким хочет – такую мысль пытается донести писатель до читательской аудитории.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что однородные члены действительно являются прекрасным средством выразительности речи. С их помощью можно воссоздать в подробностях любую обстановку, описать личность человека, душевное его состояние. Однородные члены помогают сделать акцент на определенной мысли, делая ее точнее и понятнее.




Вариант 21 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Но если после маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика...» (по тексту К.Г. Паустовского)
  • 13.3. Почему важно обладать воображением? (по тексту К.Г. Паустовского)